Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 31-32, Глава 11, стихи 1-12. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 31-32

Книга Притчей Соломоновых, Глава 11, стихи 1-12

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Всем нам свойственно впадать в те или иные грехи. Иногда наши греховные падения бывают совершенно неожиданными и тяжёлыми, они подталкивают нас к отчаянию. К счастью, у нас есть Священное Писание, и мы обладаем способностью анализировать свою жизнь. Благодаря первому мы можем узнать о причинах греха, а благодаря второму мы можем сделать выводы о самих себе. Сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав книги Притчей Соломона. Среди прочего, этот отрывок говорит нам о причине основной массы наших грехов. Давайте послушаем его и постараемся сделать полезные для нашей духовной жизни выводы.

Глава 10.

31 Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.

32 Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых - развращенное.

Глава 11.

01 Неверные весы - мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.

02 Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.]

03 Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.

04 Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.

05 Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.

06 Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.

07 Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.

08 Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.

09 Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.

10 При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.

11 Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.

12 Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.

Предельно внимательные к своему духовному состоянию древние монахи заметили, что первопричина любого греховного падения — это не что иное, как гордыня. Стоит только превознестись над кем-то в своих мыслях, стоит только кого-то осудить, как практически мгновенно мы сами совершаем нечто такое, что поступки человека, которого мы осудили, перестают казаться чем-то невообразимо дурным. Собственно, именно по этой причине Бог и попускает нам согрешать. Однако древние монахи не были первыми из тех, кто обнаружил этот закон духовной жизни, о нём говорит и книга Притчей: «Придёт гордость, придёт и посрамление» (Притч. 11:2).

Ни в каком грехе нет и не может быть воли Бога, но есть то, что на языке христианского богословия называется попущением Божиим, т.е. тем волеизъявлением Божиим, которое позволяет разумным творениям действовать в рамках вложенной в них при создании способности к осознанному и свободному выбору, не преступая дозволенных и допустимых границ. Бог в таких случаях как будто бы убирает невидимые глазу ограничения, и позволяет быть таким, каков он есть, результатом же нашего волеизъявления в этом случае зачастую и бывает грех.

Именно это произошло в раю с Адамом и Евой, Бог не остановил их стремление к вкушению запретного плода, но в этом вкушении не было Его воли, Бог позволил первым людям действовать так, как они решили. Нам известна причина, по которой они ослушались Бога: через это действие они думали стать подобными Богу. Иными словами, они хотели превзойти собственную меру, и такое желание не могло быть продиктовано чем-либо, кроме гордыни. Нечто подобное происходит и с нами тогда, когда мы, подобно нашим прародителям, забываем о собственной мере и собственной ограниченности, которые не позволяют нам судить поступки наших ближних. И если мы поступаем таким образом, то не стоит удивляться и неминуемым последствиям. Однако, не стоит и впадать от них в отчаяние, ведь это не что иное, как проявление милосердия Божия, которое должно нас заставить задуматься и измениться.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!