Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 1-21. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 1-21

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Современные видеохостинги предоставляют нам массу самого разного контента. Есть среди этого изобилия и материалы, рассказывающие о жизни людей с врождёнными особенностями интеллектуального развития. Если мы не поленимся и посмотрим некоторые из видео такого рода, то нас ждёт нечто удивительное: зачастую такие люди имеют чистую и грамотную речь, а их рассуждения о жизни отличаются ясностью понятий и представлений. Казалось бы: вот, не вполне интеллектуально полноценные в силу независящих от них причин люди, но при этом та стройность мысли, которой могут позавидовать многие здоровые люди! Неужели же умение мыслить и видеть суть не связано с правильной работой мозга? Связано, но хорошая работа мозга — это лишь одна из составляющих частей способности хорошо мыслить. Есть ещё и нечто иное, а что именно — об этом мы можем услышать в звучащем сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах отрывке из 8-й главы книги Притчей Соломона.

Глава 8.

01 Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?

02 Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;

03 она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:

04 "к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!

05 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.

06 Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда;

07 ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих;

08 все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;

09 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.

10 Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;

11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.

13 Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.

14 У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;

16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

17 Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;

18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;

19 плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.

20 Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,

21 чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]

Весь только что прозвучавший отрывок посвящён одной из излюбленных тем книги Притчей: теме премудрости. Однако книга Притчей ни в одном из отрывков, повествующих о премудрости, не связывает её с интеллектуальным потенциалом человека, а потому человек, имеющий поражающие воображение высокие результаты интеллектуальных тестов, может не иметь премудрости, а тот, кто не способен к элементарным арифметическим вычислениям, напротив, может оказаться обладателем премудрости. С точки зрения книги Притчей, премудрость — дар Бога, и Бог даёт этот дар без какой-либо связи с интеллектом, Бог даёт его как результат уклонения человека от зла и лукавства. Именно об этом говорят нам как книга Притчей, так и внимательное наблюдение за окружающей нас жизнью. Стремление к правде Божией, уклонение от нечестия и несправедливости, избегание коварства и лукавства, — вот те нравственные основы, которые привлекают к человеку милость Божию и становятся основой мудрости. К этому и призывает нас стремиться книга Притчей.

Вообще, весь библейский текст пронизан одной крайне важной в житейском отношении мыслью: в конечном итоге благо обретает не тот, кто хитёр, пронырлив и расчётлив, а тот, кто несмотря ни на что, не уклоняется от повелений Бога. Да, это непросто, и иной раз нам мешает так жить не только нечто внешнее по отношению к нам, но и наш собственный разум, именно он подсказывает нам, что без умения жить по законам этого мира мы не сможем преуспеть, что мы будем нелепы и смешны, а потому надо как-то подстраиваться, надо играть по тем правилам, по которым играет большинство. И мы верим себе, ведь мы умные и опытные.

Потому-то и оказывается, что зачастую Господь подаёт премудрость совсем иным людям, тем, кто в силу особенностей своей физиологии попросту не способен к лукавству и ко всем этим интеллектуальным оправданиям собственного тяготения ко греху.

Интеллект — хорошая вещь, но необходимо научиться правильно им пользоваться, правильное же использование подразумевает не поиск оправданий того, почему мы не живём по евангельскому закону, а поиск возможности исполнить этот закон. Дай Бог, чтобы мы научились именно так распоряжаться данным нам от Него даром, и чтобы в конечном итоге мы обрели влекущую в Христово Царство премудрость!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!