Книга Бытия, Глава 5, стихи 1-24
01 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
02 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
03 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
04 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.
05 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
06 Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса.
07 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей.
08 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.
09 Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана.
10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей.
11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.
12 Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила.
13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей.
14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.
15 Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда.
16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей.
17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
21 Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала.
22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей.
23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Библия, как мы знаем, очень любит родословия. Зачастую они бывают нам непонятны, а потому мы склонны их либо пролистывать, либо не останавливать на них своё внимание. Однако в Библии нет случайных или же лишних слов, а потому и в родословиях есть глубокий смысл, как минимум, по ним можно проследить некую динамику развития человека. Сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения звучит одно из множества библейских родословий, взятое из 5-й главы книги Бытия.
С библейской точки зрения смысл истории состоит в том, чтобы человек вернулся туда, откуда он ниспал по причине грехопадения. Но этот смысл далеко не очевиден в том случае, если мы будем смотреть на историю не как на целое, а сосредоточим своё внимание лишь на деталях, к которым можно отнести и жизнь конкретного человека. Только что прозвучавший библейский отрывок рисует перед нами прекрасную и законченную картину, в ней мы видим начало истории, которое совпадает с её окончанием, то есть она замыкается в некий круг, тот самый круг, по которому должно пройти как всё человечество, так и каждый человек.
Мы видим здесь упоминание созданных Богом Адамы и Евы, видим перечисление их потомков с годами жизни, и видим возвращение последнего из поименованных здесь людей туда, откуда вышли первые люди, то есть к Богу. Причём об этом человеке — Енохе — сказано, что он был взят Богом, то есть он не умер так, как умирали все его предки. Это означает, что потомки первых людей в лице Еноха сумели в конечном итоге достичь цели своего существования, они сумели снова войти в прямое и непосредственное богообщение.
Конечно, на этом история человечества не прекратилась. Родословие из 5-й главы книги Бытия — это лишь предельно краткое содержание всего дальнейшего текста Священного Писания, то, что произошло с Енохом, должно произойти в конечном итоге с человечеством, оно должно вернуться к своему изначальному блаженному состоянию. Краткое содержание вовсе не обязано включать в себя полное описание дальнейшего, более того, оно ничего не говорит и о том, каким образом Еноху удалось достичь такой высоты жизни, что он стал способным в теле взойти к Богу. Однако из Нового Завета мы знаем о Христе, знаем, что, благодаря совершённому Им, каждый человек имеет возможность уподобиться Еноху и с преображённым по образу Христову телом взойти туда же, куда взошёл Енох. И дай Бог, чтобы у нас это получилось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов