Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Книга Притчей Соломоновых, Глава 5, стихи 15-23

15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям;

17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,

19 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.

22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:

23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 1-3

01 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,-

02 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

03 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Эпоха до Рождества Христова была временем жестоких обычаев, сомнительных нравов. И даже ветхозаветные праведники, бывает, заставляют нас усомниться в их святости. Как, например, царь Соломон, известный не только мудростью, но и несдержанностью в отношениях с женским полом. Впрочем, этот недостаток правителем был всё же побеждён. И на основании такой нравственной победы Соломон даёт наставление. Оно содержится в книге Притчей. Отрывок из пятой и шестой её глав читается сегодня во время великопостного богослужения. Давайте послушаем.

Глава 5.

15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям;

17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,

19 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.

22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:

23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Глава 6.

01 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,-

02 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

03 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

Царь Соломон прошёл в своей жизни через нравственное и одновременно духовное падение. Превратно истолковывая ветхозаветный обычай о допустимости иметь несколько жён, правитель набрал себе, простите, целый гарем. У Соломона имелось триста жён и семьсот наложниц. Конечно же, такая невоздержанность ни до чего хорошего царя не довела. Жёны-язычницы в конце концов совратили его в идолопоклонство. Царь впоследствии покаялся.

Но некоторые вещи уже невозможно повернуть вспять. Господь, принимая покаяние Соломона, сказал ему, что ради отца царя — праведного Давида — Он пожалеет царство Израильское. Но когда Соломон умрёт, его немудрые наследники развалят то богатое и хорошо устроенное государство, которое правитель так тщательно строил. Ветхозаветный царь, конечно же, испытывал боль, душевную горечь от того, что его сыновей и весь народ еврейский ожидает подобное будущее, виноват в котором исключительно он сам. Потому, видимо, Соломон и решил оставить после себя книгу мудрых поучений-притчей, способных если не предотвратить, но хотя бы смягчить события грядущего.

В прозвучавшем чтении царь обращается к юношам Израильским и призывает их быть верными мужьями. Исходя из собственного печального опыта, Соломон фактически делает вывод. Пусть многожёнство и было разрешено законом Моисея, лучше всё же иметь только одну супругу, любить только её, совместно совершая жертвенное служение воспитания детей, укрепления семьи. Блуд разрушает человека изнутри, лишает чистоты, наносит сильнейший урон нашим духовным и телесным силам.

Тот, кто не сохранил верность жене, для Соломона человек ненадёжный. Если он предал собственную супругу, то и других людей однажды обязательно предаст. Такой человек не заслуживает доверия и уважения. Потому царь и призывает своих читателей беречь собственную чистоту, а ещё внимательно относится к тому, как обстоят дела на личном фронте у тех, с кем мы вместе трудимся, взаимодействуем по жизни. Речь не идёт о совании носа в чужие дела. Нет. Просто, по логике Соломона, можно поручиться только за того, кто не имеет изъянов в личной жизни.

Советы правителя древности имеют значение и для сегодняшнего дня. Наши слова и поступки, наши поведение дома, отношение к супругу или супруге, отношение к детям неминуемо сказываются на всех остальных сферах жизни. Будем же хранить наши сердца и дома в чистоте и верности Богу. И тогда Господь благословит и укрепит нас, помогая преодолеть все невзгоды окружающего нас мира.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Эпоха до Рождества Христова была временем жестоких обычаев, сомнительных нравов. И даже ветхозаветные праведники, бывает, заставляют нас усомниться в их святости. Как, например, царь Соломон, известный не только мудростью, но и несдержанностью в отношениях с женским полом. Впрочем, этот недостаток правителем был всё же побеждён. И на основании такой нравственной победы Соломон даёт наставление. Оно содержится в книге Притчей. Отрывок из пятой и шестой её глав читается сегодня во время великопостного богослужения. Давайте послушаем.

Глава 5.

15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям;

17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,

19 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.

22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:

23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Глава 6.

01 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,-

02 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

03 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

Царь Соломон прошёл в своей жизни через нравственное и одновременно духовное падение. Превратно истолковывая ветхозаветный обычай о допустимости иметь несколько жён, правитель набрал себе, простите, целый гарем. У Соломона имелось триста жён и семьсот наложниц. Конечно же, такая невоздержанность ни до чего хорошего царя не довела. Жёны-язычницы в конце концов совратили его в идолопоклонство. Царь впоследствии покаялся.

Но некоторые вещи уже невозможно повернуть вспять. Господь, принимая покаяние Соломона, сказал ему, что ради отца царя — праведного Давида — Он пожалеет царство Израильское. Но когда Соломон умрёт, его немудрые наследники развалят то богатое и хорошо устроенное государство, которое правитель так тщательно строил. Ветхозаветный царь, конечно же, испытывал боль, душевную горечь от того, что его сыновей и весь народ еврейский ожидает подобное будущее, виноват в котором исключительно он сам. Потому, видимо, Соломон и решил оставить после себя книгу мудрых поучений-притчей, способных если не предотвратить, но хотя бы смягчить события грядущего.

В прозвучавшем чтении царь обращается к юношам Израильским и призывает их быть верными мужьями. Исходя из собственного печального опыта, Соломон фактически делает вывод. Пусть многожёнство и было разрешено законом Моисея, лучше всё же иметь только одну супругу, любить только её, совместно совершая жертвенное служение воспитания детей, укрепления семьи. Блуд разрушает человека изнутри, лишает чистоты, наносит сильнейший урон нашим духовным и телесным силам.

Тот, кто не сохранил верность жене, для Соломона человек ненадёжный. Если он предал собственную супругу, то и других людей однажды обязательно предаст. Такой человек не заслуживает доверия и уважения. Потому царь и призывает своих читателей беречь собственную чистоту, а ещё внимательно относится к тому, как обстоят дела на личном фронте у тех, с кем мы вместе трудимся, взаимодействуем по жизни. Речь не идёт о совании носа в чужие дела. Нет. Просто, по логике Соломона, можно поручиться только за того, кто не имеет изъянов в личной жизни.

Советы правителя древности имеют значение и для сегодняшнего дня. Наши слова и поступки, наши поведение дома, отношение к супругу или супруге, отношение к детям неминуемо сказываются на всех остальных сферах жизни. Будем же хранить наши сердца и дома в чистоте и верности Богу. И тогда Господь благословит и укрепит нас, помогая преодолеть все невзгоды окружающего нас мира.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, в чём разница между любознательностью — и любопытством? Отрывок…

17.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там…

16.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной…

15.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

This website uses cookies.