Книга Бытия, Глава 4, стихи 16-26. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 4, стихи 16-26

16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

18 У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.

19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].

20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.

21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.

22 Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.

23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;

24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Священное Писание Ветхого Завета предлагает нашему вниманию множество удивительных имён и судеб. Есть среди них те люди, о ком известно довольно много, но в основном же мы встречаем лишь разовые упоминания тех или иных имён, и можем лишь предполагать, что за личности скрываются под этими именами. Однако у нас есть многовековая традиция прочтения книг Ветхого Завета, и она помогает осознать всю таящуюся за краткими упоминаниями библейских персонажей глубину. Сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения звучит отрывок из 4-й главы книги Бытия, он как раз один из тех отрывков, в которых мы находим множество имён. Давайте послушаем этот фрагмент Библии и попытаемся поразмышлять о том, какие актуальные для нас выводы мы можем сделать из этого повествования Ветхого Завета.

Глава 4.

16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

18 У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.

19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].

20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.

21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.

22 Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.

23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;

24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].

Большую часть прозвучавшего только что отрывка составляет родословие потомков Каина. Об этих людях сказано немного, но вполне достаточно для того, чтобы понять о них главное: они были вполне успешны с сугубо земной точки зрения, именно среди них мы видим первых музыкантов и кузнецов. Из этого факта многие толкователи книги Бытия делают вывод, что цивилизация как способность комфортно устраивать свой быт — это то, что пришло к нам от Каина. Библейский текст ничуть не возражает против такого прочтения, более того, он недвусмысленно разделяет два вектора развития человечества: первое из них направлено на обустройство всех сторон земного бытия, второе — на взаимоотношения с Богом. Любопытно, что Писание, несмотря на его сосредоточенность на отношении человека с Богом, отнюдь не критикует первое из двух упомянутых направлений. Оно не говорит, что развитие искусства, науки и техники заведомое зло, неспособное привести к благим последствиям с точки зрения отношений человека с Богом, Писание вообще никак не комментирует цивилизационные успехи потомков Каина, оно предлагает поразмышлять об этом нам самим.

Конечно, мы со свойственной нам безапелляционностью мышления можем решить, что путь потомков Каина заведомо тупиковый, что он не способен привести к чему-то доброму, и для такого суждения у нас есть не только библейские основания: из опыта минувшего века мы знаем, что развитие науки и техники человечество научилось превращать в оружие, а потому и войны последнего столетия повлекли за собой немыслимые ранее человеческие жертвы.

Если же мы обратим своё внимание на Библию, то увидим, что Бог фактически мгновенно отсекает то, что неизбежно могло бы привести к гибели человека. Ярким примером такого рода служит всем известная история строительства Вавилонской башни. Если же такой угрозы нет, то Бог позволяет человечеству развиваться так, как оно развивается, и этот факт говорит о том, что все существующие пути прогресса человеческого общества потенциально способны привести к познанию Бога. При этом далеко не все в равной степени удобны и быстры. Потомки Сифа пошли по прямому пути: они напрямую стали призывать имя Бога, потомки Каина избрали другой путь — он пролегал через блуждания в собственных идеях и через очарование своими талантами. Путь же большинства из нас представляет собой некую комбинацию этих двух библейских путей, однако стоит помнить, какому из них отдаёт предпочтение Священное Писание.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!