Книга Бытия, Глава 3, стихи 21-24
Книга Бытия, Глава 4, стихи 1-7
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зло должно быть ограничено, злу необходимо ставить предел. Это аксиома и спорить с ней невозможно. О самом первом и вместе с этим о самом важном ограничении распространения зла мы можем прочитать в отрывке из 3-й и 4-й глав книги Бытия. Этот отрывок звучит сегодня в православных храмах во время великопостного богослужения.
01 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
02 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
03 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
04 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
05 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
06 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
07 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Бог после грехопадения Адама и Евы мог попросту устраниться, и тогда первые люди погибли бы, потому что через грехопадение они лишили себя возможности пребывать в благодати Божией и жить ей, а к жизни в удалении от Бога Адам и Евы были не приспособлены точно так же, как, скажем, человек не приспособлен жить в глубине океана. Однако Бог поступил иначе: Он дал возможность Адаму и Еве жить дальше, эта мысль выражена в книге Бытия упоминанием «кожаных одежд», в которые одел первых людей Бог. Правда, здесь же упомянуто и ограничение, а также то, чем это ограничение обусловлено: Бог выслал первых людей из сада Едемского. Причиной же стало опасение Бога, что человек вкусит от древа жизни, и станет жить вечно. После же изгнания из Эдема древо жизни стало для человека недоступно, как недоступна и вечная жизнь в нынешнем теле.
При первом и поверхностном взгляде на библейский текст может показаться, что за всеми этими действиями Бога стоит Его мстительность. Но если мы присмотримся внимательнее, то увидим, что действия Бога — это проявление Его милосердия.
Во-первых, Бог не оставил человека в его бедственном положении, облекши Адама и Еву в «кожаные одежды» Господь дал им способность выживать в удалении от Себя. Во-вторых, лишив потенциальной возможности дотянуться до древа жизни, Бог лишил людей и возможности обрести бессмертие в том их состоянии, в котором они оказались после грехопадения, то есть в состоянии противопоставления себя Богу. Но почему же это благо? Ответ прост и предсказуем: противопоставление Богу есть по своей сути зло, мы сколь угодно много можем пытаться быть благими с нашей человеческой точки зрения, но истинное благо лишь в Боге, а потому до той поры, пока мы не соединимся с Ним в той же степени, в которой были соединены с Богом первые люди до грехопадения, любое наше добро в той или иной степени будет содержать в себе отголосок противления Богу, первый из которых — поработившие всех нас без исключения гордыня и тщеславие.
Бог положил предел распространению зла, Он сделал нас смертными, но смертными не в абсолютном смысле этого слова, умирают лишь наши тела, душа же человека исчезнуть не может. Впрочем, смертность тела тоже была преодолена нашим Спасителем и Богом Господом Иисусом Христом, Он, искупив грех Адама и Евы, вернул нас в первозданное состояние, а значит наши тела воскреснут, но уже в новом преображённом виде, в таком, каким стало Тело Христово после Его Воскресения. И в этом теле уже не будет никакого источника зла, если, конечно, мы в этом мире сумеем жить верой во Христа, надеждой на всеобщее воскресение и любовью к Богу и людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов