Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 23-28; Глава 3, стихи 1-5. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 23-28

23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?

25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 1-5

01 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

02 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

03 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

04 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

05 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Человек так внутренне устроен, что ему проще жить чужими решениями, чем принимать их самому. Вырастая, мы входим в готовые формы общественных отношений и часто действуем по шаблону, не пытаясь решать жизненные вопросы творчески. Иногда может показаться, что в религии действует тот же принцип. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 2.

23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?

25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;

28 посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Глава 3.

01 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

02 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

03 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

04 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

05 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

В жизни ветхозаветных иудеев было довольно много правил, большая часть из которых были даны самим Богом. Кое-что фарисеи призывали соблюдать как предания старцев, но общеобязательным был именно закон, который пророк Моисей получил от Господа. У этого обстоятельства есть одно интересное, но не вполне очевидное следствие. Дело в том, что чем выше источник, санкционирующий наши действия, тем меньше у нас обычно сомнений по поводу их совершения. Если один школьник к чему-то призывает другого, тот может не обратить внимания на его слова. Если о том же самом его попросит учитель, ему придётся быть повнимательнее, не говоря уже о том, если к тому же самому призовёт его директор. Это правило действует не только среди детей, оно универсально, причём как в светской, так и в религиозной жизни. Сомнения становятся тем меньше, чем больше мы доверяем источнику требования. Ведь если перед нами обычный человек, он может ошибаться так же, как и мы. Но если перед нами заповеди Самого Творца, мы доверяем им безоговорочно. По крайней мере, так было в жизни иудеев и бывает в жизни других верующих людей. В известном смысле это проще, так как сложные нравственные решения часто бывают уже приняты и тебе остаётся просто их исполнять.

Однако отрывок, который мы сегодня услышали, свидетельствует о том, что всё несколько сложнее. Оказывается, что правила могут быть временными, то есть дисциплинарными и воспитывающими, а могут касаться самой сути нравственной жизни и касаться самой природы человека. И когда дисциплинарные правила входят в столкновение с сущностными, первые должны уступить место вторым.

Когда же это происходит? Готового ответа не существует. Можно было бы сказать, что главным критерием должно быть проявление любви, но и к этому критерию несложно задать тот же вопрос. Впрочем, в общих чертах можно сказать так: когда человек идёт по пути духовного возрастания и приближается к Богу, в сердце своём он получает от Него дар различения того, как правильно поступать в тех или иных ситуациях. Никакой, даже самый совершенный устав не может описать всех ситуаций, в которых вопреки формальным правилам, мы должны проявить любовь. Эти правила очень важны, так как дисциплинируют нас и структурируют нашу жизнь, но жизнь не сводится ни к дисциплине, ни к структуре... Все правила — это лишь костыли, которые помогают нам, людям со слабой волей, научиться ходить по путям духовной жизни. Обращая к нам евангельский отрывок сегодня, в конце первой седмицы Великого поста, Церковь напоминает нам, что главное делание во время поста — не столько исполнение предписанных форм, сколько выстраивание правильной внутренней иерархии, в которой тело призвано подчиниться душе, душа — духу, и весь человек — Богу.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!