Книга пророка Исайи, Глава 3, стихи 1-14. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Исайи, Глава 3, стихи 1-14

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В социальных сетях можно встретить очень много ироничных картинок, где обыгрывается один и тот же кадр из фильма «Собачье сердце» — где Шариков что-то говорит профессору Преображенскому, а тот, склонив голову, обречённо слушает человеко-собаку. Гениальный кадр потому и пробудил творческую фантазию, что наглядно показал разительный контраст между образованностью и самодурством, воспитанностью и дерзостью, интеллигентностью и бахвальством.

Отрывок из 3-й главы пророка Исаии, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, живописует, по каким причинам становится возможным такое переворачивание социальных ролей в обществе — давайте послушаем.

Глава 3.

01 Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою,

02 храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца,

03 пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.

04 И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними.

05 И в народе один будет угнетаем другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею.

06 Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею.

07 А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа.

08 Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для очей славы Его.

09 Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло.

10 Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих;

11 а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.

12 Притеснители народа Моего - дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили.

13 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы.

14 Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах;

Итак, причина того, что неразумные дети начинают управлять, младшие отказываются повиноваться старшим, а зрелые, состоявшиеся люди, как от огня, бегут от любой ответственности — вот какая: «язык их и дела их — против Господа, оскорбительны для очей славы Его». Сознательное исключение Бога и Его Святой Воли из житейского горизонта неизбежно приводит к опрокидыванию вековых общественных устоев: и как только это происходит, катастрофа неминуема.

Нам может показаться, что для любого разумного человека, не усвоившего глубоко в сердце порок властолюбия, естественно уклоняться от любой перспективы стать руководителем — то есть взять на себя высокую ответственность. Однако в контексте сегодняшнего чтения мы видим иную грань этого вопроса: там, где отсутствие внятного руководства неизбежно приводит к деградации и разрушению — отказ «взять ситуацию в руки» равнозначен предательству и даже более того — богоборчеству.

На первый план снова выходит подчинение — или, напротив, неподчинение воле Божией. Критический дефицит управляющих кадров не может быть оправдан никакими высокими духовными мотивами личного недостоинства и смирения — потому что такое представление о добродетели смирения по факту становится всего лишь хитрым оправданием своей — пусть и кажущейся духовной — выгоды.

Служение руководителя — если только оно проходит как следование не собственному властолюбию, а воле Божией — это действительно опасное, но и очень важное служение: неспроста в Священном Писании мы ни разу не встретим утверждений о том, что человеческое сообщество способно к полноценному существованию вне всякого управления и иерархии. И дело здесь не только в собственно механизмах управления: образ Бога как Господа, то есть Самого Главного Господина, по умолчанию предполагает наличие определённых иерархических отношений между теми, кто управляет и теми, кем управляют.

Вывод, к которому сегодня побуждают слова пророка Исаии, я бы сделал вот какой: надо благодарить Бога за тех, кто несёт своё бремя управления и не пытается уйти в тень при появлении серьёзных проблем. И не только благодарить, но и усердно молиться за всех начальствующих, чтобы Господь просветил их мудростью и силой духа принимать такие решения, сквозь которые просвечивала бы благая Божественная воля!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!