Книга Бытия, Глава 2, стихи 4-19
04 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
05 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
06 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
07 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
08 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
09 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Как-то на одной научной конференции я услышал рассуждение, которое автор кратко назвал «Бог и спички». Суть его сводилась к следующему: если родитель любит своего ребёнка, уходя из дома, он спрячет спички, предотвращая таким образом ситуацию, в которой ребёнок нанесёт себе вред. Дальше эта логика переносилась им на Бога, который оставил людей в раю и дал им древо, о котором Сам же сказал, что оно опасно и может быть вредным для человека. Вывод делался следующий: если Бог оставил своё чадо рядом с опасным для него предметом, его нельзя назвать любящим родителем. Может показаться, что в этом рассуждении есть своя правда, но так ли это на самом деле и что на этот счёт говорит нам Священное Писание? Порассуждать об этом нас приглашает отрывок из книги Бытия, который читается сегодня храмах время богослужения. Давайте его послушаем:
На самом деле рассуждение о любящем родителе и спичках, с которого мы начали программу, не очень корректно, потому что, следуя этой логике, любящий родитель должен спрятать в доме не только спички, но и столовые приборы, а также всё твёрдое, острое, бьющееся и т.д. Иными словами, он должен практически лишить ребёнка возможности передвигаться, потому что подвижный ребёнок, да и вообще живой человек может нанести себе вред не только спичками. Но будет ли такой родитель адекватен? Ведь у всего, в том числе и у осторожности, должна быть своя мера. Кроме того, в какой-то момент ребёнок должен научиться осознавать опасность, останавливаться перед ней и контролировать своё поведение.
Чем же в таком случае явилось древо познания добра и зла для людей? Древом опасности или древом воспитания воли? И тем, и другим. Оно было древом самостоятельности для человека, либо самостоятельности в послушании, либо в непослушании. Всё зависело от него самого и того, как он реализует свою свободу. Человеку было очень много дано. Ему был дан рай с его прекрасными деревьями, была дана земля, чтобы он возделывал её, но самое главное — ему как существу богообразному была дана свобода как условие, которое делает возможным доверие и любовь. Посмотрев на обстоятельства своей жизни, каждый из нас может решить, что они радикально отличаются от тех, в которых были наши прародители, и во многом это будет верно. Сегодня мир кажется лишённым своей первозданной чистоты, полным зла и рабства греху. Однако Христос для того и пришёл, чтобы вернуть нам свободу послушания Богу, без которой невозможна любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов