Книга Бытия, Глава 2, стихи 4-19
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Как-то на одной научной конференции я услышал рассуждение, которое автор кратко назвал «Бог и спички». Суть его сводилась к следующему: если родитель любит своего ребёнка, уходя из дома, он спрячет спички, предотвращая таким образом ситуацию, в которой ребёнок нанесёт себе вред. Дальше эта логика переносилась им на Бога, который оставил людей в раю и дал им древо, о котором Сам же сказал, что оно опасно и может быть вредным для человека. Вывод делался следующий: если Бог оставил своё чадо рядом с опасным для него предметом, его нельзя назвать любящим родителем. Может показаться, что в этом рассуждении есть своя правда, но так ли это на самом деле и что на этот счёт говорит нам Священное Писание? Порассуждать об этом нас приглашает отрывок из книги Бытия, который читается сегодня храмах время богослужения. Давайте его послушаем:
На самом деле рассуждение о любящем родителе и спичках, с которого мы начали программу, не очень корректно, потому что, следуя этой логике, любящий родитель должен спрятать в доме не только спички, но и столовые приборы, а также всё твёрдое, острое, бьющееся и т.д. Иными словами, он должен практически лишить ребёнка возможности передвигаться, потому что подвижный ребёнок, да и вообще живой человек может нанести себе вред не только спичками. Но будет ли такой родитель адекватен? Ведь у всего, в том числе и у осторожности, должна быть своя мера. Кроме того, в какой-то момент ребёнок должен научиться осознавать опасность, останавливаться перед ней и контролировать своё поведение.
Чем же в таком случае явилось древо познания добра и зла для людей? Древом опасности или древом воспитания воли? И тем, и другим. Оно было древом самостоятельности для человека, либо самостоятельности в послушании, либо в непослушании. Всё зависело от него самого и того, как он реализует свою свободу. Человеку было очень много дано. Ему был дан рай с его прекрасными деревьями, была дана земля, чтобы он возделывал её, но самое главное — ему как существу богообразному была дана свобода как условие, которое делает возможным доверие и любовь. Посмотрев на обстоятельства своей жизни, каждый из нас может решить, что они радикально отличаются от тех, в которых были наши прародители, и во многом это будет верно. Сегодня мир кажется лишённым своей первозданной чистоты, полным зла и рабства греху. Однако Христос для того и пришёл, чтобы вернуть нам свободу послушания Богу, без которой невозможна любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов