Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 20-33. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 20-33

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,

21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:

22 "доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?

23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;

25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.

26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;

27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.

29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,

30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои;

31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.

32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,

33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла".

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Как научиться переживать тяжёлые моменты в своей жизни? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 1-й главы книги Притчей Соломоновых, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 1.

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,

21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:

22 "доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?

23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;

25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.

26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;

27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.

29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,

30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои;

31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.

32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,

33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла".

Тот, кто слушает Премудрость Божию, будет жить безопасно и спокойно. Тот, кто продолжит её игнорировать, потерпит крах. Вот основная идея только что прозвучавшего отрывка. И сразу же хочется её оспорить. Ведь наш житейский опыт зачастую свидетельствует об обратном. Злые люди нередко благоденствуют, а праведники страдают. Неужели мудрый царь Соломон не знает об этом? Или, быть может, он посмеивается над нами?

Есть такая китайская притча. Жил один бедный крестьянин. Ничего у него не было, кроме сына. Вместе они кое-как сводили концы с концами. Однажды к ним во двор прибежала прекрасная лошадь. Крестьянин сумел поймать её и начал использовать в хозяйстве. Дела пошли на поправку. Окружающие поздравляли его с такой удачей. «Как же тебе повезло, — говорили они. — Такая прекрасная лошадь». Однако он отвечал им: «а я не знаю, хорошо это или плохо». В один день лошадь пропала. Убежала на свободу. Люди жалели крестьянина. А он отвечал им: «а я не знаю, хорошо это или плохо». Через несколько недель лошадь вернулась и привела за собой целый табун диких скакунов. Соседи не скрывали своего восторга. «Радуйся, теперь ты разбогатеешь». И опять тот же ответ: «а я не знаю, хорошо это или плохо». Спустя некоторое время, когда сын крестьянина объезжал скакунов, один из них стал на дыбы и скинул его с себя. Парень упал. Да так сильно, что стал хромым калекой. И опять же люди высказывали крестьянину свои соболезнования, на что получали всё тот же ответ: «а я не знаю, хорошо это или плохо». В скором времени император Китая начал войну с соседним государством. Всех юношей деревни забрали в армию. Ни один из них не вернулся домой. Лишь хромоногий сын крестьянина продолжил жить вместе со своим отцом.

Вот о какой безопасной и спокойной жизни праведника говорит Соломон. Человек благочестивый благоденствует не потому, что живёт в постоянном материальном достатке и вдали от неприятностей и скорбей. Его жизнь безопасна и спокойна потому, что всё, что в ней происходит, он умеет отдавать Богу. И горе, и радость. Тот человек, который воспитал в себе этот навык, хранит безмятежие и душевный мир в любой ситуации. Благодать Божия помогает ему принимать обстоятельства такими, какие они есть. С благодарностью. Без сопротивления. На поверхности жизни может бушевать шторм. Но сам праведник под благодатным покровом, в глубине, где тихо и спокойно. Глупец — тот, кто думает, что способен укротить бурю своими силами. А потому он продолжает тратить время и энергию на пустую борьбу с людьми и обстоятельствами, не понимая главного. Только Бог всё может устроить наилучшим образом. Наша задача проста — во всех своих делах искать волю Божию. Всё своё внимание сосредоточить на исполнении Его Евангелия. За это Господь возьмёт бремя наших житейских тягот на Себя. Сам будет устраивать наши судьбу. Причём будет устраивать её наилучшим образом.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!