Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 29-40; Глава 22, стихи 7-39. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 29-40

Евангелие от Луки, Глава 22, стихи 7-39

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Через неделю Церковь войдёт в самый важный период года — в Великий пост. Уже несколько недель Церковь готовит нас к началу поста, и, конечно же, эта подготовка усиливается по мере приближения к первым дням поста. В течение наступившей недели в качестве евангельских чтений во время литургии мы будем слышать рассказы о последних часах земной жизни Христа и о Его Крестной Смерти. Эти евангельские отрывки призваны напомнить нам о том, каков конечный смысл Великого поста — он состоит в подготовке к прохождению со Спасителем Его Страданий и к встрече Христова Воскресения. Сегодня в наших храмах во время богослужения звучит первый из упомянутых отрывков, он взят из 19-й и 22-й глав Евангелия от Луки.

Глава 19.

29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,

30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;

31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.

32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.

33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?

34 Они отвечали: он надобен Господу.

35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.

37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,

38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Глава 22.

07 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

08 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

09 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,

11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,

15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,

16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,

18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;

22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.

25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,

26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий.

27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,

29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,

30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,

32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;

37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

В евангельских описаниях последних дней Спасителя невозможно выделить более или менее важные места, абсолютно всё, что происходило в те часы, обладает равной и непревзойдённой важностью, и всё имеет непосредственное отношение к нашей христианской жизни.

В описании этих часов земной жизни Христа мы видим то, что легко опознать и в нас самих: несмотря на чрезвычайность обстоятельств, несмотря на сгущающийся трагизм всей ситуации апостолы остаются людьми со свойственными каждому человеку слабостями. Это проявляется в их споре о том, кто из них больший. Казалось бы: только что было установлено Таинство Евхаристии, апостолы причастились Тела и Крови Христа, Господь сказал им, что Он будет предан одним из Своих учеников, и вроде бы стоило хотя бы в эти минуты подумать не о себе, а о Нём, но апостолы углубились в размышления о первенстве.

Это искушение прекрасно знакомо каждому воцерковлённому человеку: мало кто из нас способен после причащения Тела и Крови Христовых оставить в прошлом свои переживания, чаще всего мы склонны поступать точно так же, как и апостолы, мы, причастившись, тут же возвращаемся к своей обычной жизни с обычной же круговертью мыслей и устремлений. Вроде бы каждый из нас понимает, что так нельзя, что надо хотя бы какое-то время уделить не себе, а Христу, и попытаться жить Им, но привычка берёт своё. Возможно, нам поможет опыт апостолов: их невнимание к таинству Тела и Крови Христовых имело свои последствия, о которых нам хорошо известно, дальнейшее развитие событий показало, что никто из двенадцати ближайших учеников Спасителя не смог сохранить верность Ему после взятия Господа под стражу. Нельзя не увидеть прямую и непосредственную связь между эти двумя евангельскими сюжетами: между спором о первенстве после причащения и дальнейшим фактическим отречением от Христа.

Конечно же, это предостережение всем нам: если мы не способны хотя бы малое время побыть своим вниманием со Христом тогда, когда мы соединились с Ним в таинстве Тела и Крови Господних, то сможем ли мы быть достаточно внимательны, чтобы не отвернуться от Спасителя в момент опасности для собственной жизни?


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!