Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 22, 25, 33-41. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 15, стихи 22,25,33-41

22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.

25 Был час третий, и распяли Его.

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,

41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

«Где Бог, когда мне так плохо?» — порой восклицаем мы. Ответ на этот вопрос найдём в отрывке из 15-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 15.

22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.

25 Был час третий, и распяли Его.

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,

41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

Христос умирает в одиночестве. Евангелист Марк подчёркивает это разными способами. Он упоминает о тьме, которая покрывала землю до самой смерти Спасителя. Он упоминает о том, что родные и близкие Иисуса стояли вдалеке и не могли подойти к месту казни. Одиночество Господа подчёркивается тем, что распинающие не понимают смысла слов, которые Он произносит. Спаситель обращается к Богу, а людям кажется, что Он зовёт Илию. Наконец, самые ценные свидетельства состояния Христа — Его собственные слова: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?»

Перед нами глубокая тайна. Бог стал человеком, пошёл на крест и пережил ту полноту страдания и скорби, какую испытывало человечество, потерявшее связь с Творцом. Как человек Христос страдает не только телом, но и душой. Переживает те ужасные состояния, которые переживаем мы, когда перестаём ощущать присутствие Бога в своей жизни. Это предельная точка унижения и умаления Божества. В этот момент исполнились предсказания пророка Исаии о Мессии: «нет в Нём ни вида, ни величия... Он был презрен и умалён пред людьми... и мы отвращали от Него лицо своё».

Но что мы видим? Именно в тот момент, когда Иисус похож на Бога меньше всего, когда от Него отвернулись многие, кто раньше шёл за Ним и восхищался Его словами и делами, когда Он Сам тяжко страдает, в одном из участников этих событий просыпается вера. Что-то произошло в сердце римского сотника, который командовал распятием. Дух Божий открыл ему, что перед ним не просто человек. В мучительной смерти Христа есть глубочайший смысл. Созерцая муки Иисуса, легионер прикоснулся к тайне Воскресения.

В романе Ф.М. Достоевского «Идиот» есть эпизод, в котором князь Мышкин рассматривает полотно немецкого художника под названием «Мёртвый Христос». «От этой картины у иного ещё вера может пропасть», — говорит потрясённый князь. Настолько натуралистично автор изобразил смерть. Действительно, многие готовы верить в Бога-царя, Бога-вседержителя, Бога-победителя. В Бога, который улучшит качество моей жизни. И какое глубокое разочарование бывает тогда, когда нам кажется, что Тот, на Кого мы надеялись бессилен. Ему самому нужна помощь. «Если Бог бездействует, какой же Он Бог»?

Нас это касается напрямую. Когда всё валится из рук, доверие Творцу пропадает. Это не означает, что мы перестаём признавать Его существование. Мы даже не перестаём ходить в храм и принимать участие в таинствах. Но внутри себя мы дистанцируемся, закрываемся от Бога. У нас к Нему копятся претензии и обиды. Сегодня Евангелие напоминает нам, что смерть — это начало воскресения. Если в моменты одиночества, боли и скорби мы из глубины взываем к Богу, все наши страдания становятся предвестниками обновления. А потому не будем унывать. Но будем просить Бога, чтобы дал нам Духа Своего умом и сердцем познать и принять эту простую, но важную истину.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!