Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 13-17
К своим оппонентам — фарисеям и учителям закона — Христос относился сурово. И даже произнёс однажды в их адрес такие слова: «Ваш отец — дьявол». Такой укор был адресован не столько самим законникам, сколько их поведению. Об этом и рассказывает нам отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Почему же Христос называет фарисеев и прочих учителей древнего Израиля детьми сатаны? Потому что вели они себя лукаво, искушали Спасителя, превратно толковали Его слова и поступки. Вели себя, совсем как сатана, явившийся Христу в пустыне в самом начале служения. Злой дух предложил Спасителю три искушения. Последнее касалось власти над всем миром. Дьявол предлагает Христу поклониться ему и через это получить в управление всю вселенную.
Христос отверг все искушения сатаны. Но дьявол не только хитёр, но и упрям. А потому он стал искать иные способы, как погубить Спасителя. Злой дух стал действовать через подвластных ему людей — тех, кто добровольно открыл сердце для тьмы, тех, кто ради власти продал сатане душу. Таковыми оказались законники Израильские, заставившие свою совесть молчать. Искушения, таким образом, продолжились. Как мы только что слышали, религиозные вожди Иерусалима адресуют Спасителю крайне непростой и даже опасный вопрос. Можно ли платить налоги в казну Римской империи?
Вопрос выходил за пределы обыденной сферы и заключался в выяснении, на чьей стороне Христос — на стороне еврейских патриотов или же на стороне римских оккупантов? С точки зрения фарисеев, Сын Божий оказался в логической ловушке. Если бы Он сказал, что налоги платить нельзя, то Его тут же бы сдали римским солдатам, обвинив в подстрекательстве к революции. Если бы Христос разрешил платить подати, Его бы тут же объявили предателем, причислили к тем, кто поддерживает ненавистных язычников-захватчиков.
Но суетная хитрость людей — ничто перед мудростью Божией. Спаситель просит показать Ему монеты, которыми пользовались все евреи (и революционно, и миролюбиво настроенные). На монетах был изображен император, то есть кесарь или цезарь. Христос, говоря «отдавайте кесарю кесарево», констатирует, что эти деньги — собственность империи. И то, что все иудеи Его времени этими монетами пользуются, означает, что они уже смирились перед фактическим положением дел.
Впрочем, слова Спасителя тоже не сводятся к политике или экономике. Они адресуют нас к чрезвычайно важному умению — способности рассуждать и правильно определять принципы жизни. Что же такое «кесарево»? И что такое «Божие»? Наш мир искажён пороками, потому достичь на земле полной гармонии просто невозможно. Всё, что нам дано осуществить здесь, — установить относительную справедливость и порядок. Охранять хрупкий баланс в обществе призвано государство. Но при всей своей важности оно не может занять место Бога.
Государство имеет право устанавливать законы. Это и есть «кесарево» — временное и условное могущество, которое упразднится в жизни будущего века. Но земная власть (какой бы могущественной она ни была) не имеет права претендовать на Божие — заповеди, веру, совесть. Эти категории ей не подвластны.
Потому из слов Христа мы можем сделать следующий вывод. Нет ничего неправильного в том, чтобы отдать кесарю кесарево. То есть исполнять свой гражданский долг — платить налоги, служить в армии, работать на государственных или общественных должностях. Но если государство потребует от нас Божие, эту нашу святыню мы призваны беречь до конца. Как сберегали её христианские мученики древности, как трепетно сберегали её новомученики и исповедники перед лицом безбожной власти советской эпохи. Будем же просить у Христа Его мудрости, чтобы не ошибаться и не сомневаться, чётко различать — где кесарево, а где Божие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов