Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 35-43. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
Поделиться Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 35-43

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Зрение — это не только совокупность физических способностей организма, позволяющая видеть то, что нас окружает, зрение — это ещё и важный библейский символ. Священное Писание неоднократно сравнивало людей, которые не знают Бога, со слепцами, то есть, по мнению библейских авторов, не признающие Бога люди не в силах заметить очевидного, точно также, как очевидное для зрячего человека Солнце не может разглядеть совершенно лишённый зрения человек. Новый Завет продолжает традицию библейского символизма, а потому мы можем узнать в новозаветных книгах о множестве чудесных исцелений слепцов. Одно из таких исцелений зафиксировано в 18-й главе Евангелия от Луки, отрывок из которой сегодня звучит во время литургии в православных храмах.

Глава 18.

35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,

36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?

37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет.

38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.

40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:

41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.

42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.

43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Когда мы читаем Евангелие, особенно же если мы делаем это последовательно, то есть начинаем с Евангелия от Матфея и движемся дальше, то, дойдя до Евангелия от Луки, мы рискуем немного заскучать: уж слишком много в Евангелии от Луки тех сюжетов, которые нам прекрасно знакомы благодаря двух первым Евангелиям. Так и с историей исцеления слепого человека около Иерихона. Мы её уже слышали — и у Матфея, у которого слепцов было двое, и у Марка.

В этой истории мы видим слепого человека, который вынужден жить подаяниями, видим направляющихся в Иерусалим на праздник людей и видим среди них Христа. Спаситель к этому моменту евангельской истории был на пике Своей земной популярности: Он был окружён множеством людей, и именно это многолюдство побудило слепца поинтересоваться тем, что же такое происходит вокруг него. Больному отвечают, и он ухватывается за открывшуюся возможность обрести зрение, он кричит и просит Спасителя оказать ему милость. Существенно важно при этом то, что слепой человек обращается к Спасителю с использованием мессианского титула — он называет Его «Сыном Давидовым». Итог криков слепого прекрасен: он получает просимое, он обретает зрение, он утверждается в вере и следует за Христом. Эта история — идеальна, она похожа на схему из учебника для средней школы, по мотивам этой истории легко снять красочный мультфильм.

Но если попытаться оставить в стороне мультипликационное восприятие чуда исцеления слепого человека, то что мы увидим?

Мы увидим несчастного слепца, который чрезвычайно сильно похож на привокзальных нищих в наших мегаполисах, у которых тоже есть масса болезней, нередки у них и болезни глаз.

Мы увидим довольно агрессивную толпу тех самых Христовых почитателей, которые совсем скоро в страхе разбегутся, ну а кто-то из них умудрится мгновенно изменить своё отношение ко Христу, и под руководством иудейской знати станет требовать распятия Спасителя.

Мы увидим, что Христос не только даровал зрение слепому, Господь сделал значительно большее: Он полностью изменил этого человека. А в том, что это действительно так, легко убедиться: достаточно помочь одному из привокзальных несчастных избавиться от внешних причин, толкающих его к такому образу жизни, и мы увидим, что, как правило, не болезни и не трагедии заставляют этих людей жить в подворотнях, ночевать на теплотрассах и отыскивать себе пропитание в мусорных баках. Всё это зачастую становится следствием личного выбора, заставить отказаться от которого во много крат сложнее, чем помочь человеку вылечиться, восстановить документы, обрести жилье и работу. Господь же меняет не только физическое состояние больного, Христос меняет его целиком, Спаситель изменяет образ мысли бывшего больного. На такое способен только Бог.

Все евангельские истории с очевидностью свидетельствуют, что они — про Бога. Они описывают не какие-то человеческие фантазии о Боге, они показывают Его таким, каков Он есть. Если же это не кажется очевидным, то, возможно, есть некоторые проблемы с духовным зрением, здоровье которого значительно важнее здоровья зрения физического. Дай Бог, чтобы Спаситель не оставил никого из нас в состоянии духовной слепоты, дай Бог, чтобы Он услышал каждого взывающего к Нему, пришёл и исцелил наше естество!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!