Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 1-11
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всем нам в детстве говорили: «Вот это хороший человек, бери с него пример, а вот этот поступает плохо, ты так не делай». Однако на самом деле вдумчивый подход предполагает, что мы можем увидеть доброе в жизни каждого человека. Попробуем оценить в такой перспективе отрывок из 14-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Итак, сегодняшний отрывок начинается с того, что Христос приходит в гости к одному из главных фарисеев. Из Евангелий мы знаем, что фарисеи сначала относились к Нему с интересом, но довольно быстро стали воспринимать Христа враждебно. При этом мы не можем себе представить, что Спаситель напросился или пришёл без спроса. Вероятнее всего, Его именно позвали. Причём, возможно, позвали с умыслом, желая посмотреть, исцелит ли Он больного в субботу. И всё же, понимая всё это, Он не упускает возможности свидетельствовать об истине. К сожалению, в наши дни люди разных взглядов нередко считают ниже своего достоинства беседовать с теми, с кем они не согласны, и объяснять свою позицию не хотят. В свою очередь Спаситель поступает совершенно иначе. Он приходит и беседует с фарисеями, снова и снова объясняя, как с Его точки зрения нужно подходить к закону Моисееву.
Поводом к очередному разговору на тему исцелений в субботу подаёт больной водянкой, который оказывается перед Христом во время трапезы. Господь видит его и спрашивает фарисеев: «Как должно в этом случае поступить? Позволено ли врачевать в субботу?»
Что важно в этом вопросе Христа? Он приходит к тем, кого считает неправыми, но оставляет им свободу. Не обвиняя их в неправоте, Он задаёт им вопрос, чтобы они имели возможность подумать. Господь обращается к их сердцу, в котором они явно чувствуют, что, если больной может быть исцелён, он должен быть исцелён.
Однако фарисеи молчат, что может показаться чем-то совершенно неправильным. Мы-то уже читали Евангелие и нам уже известен верный ответ. Но в их сознании происходит борьба законничества, строгости и сочувствия к страдающему. О чём говорит молчание? О том, что они не согласились со Христом? Не выбрали правильный путь? Может быть, так. Но дело в том, что и неправильный путь они тоже не выбрали. Они не стали давать ложных и неправильных объяснений, не стали оправдывать свою точку зрения, потому что она явно было неправильной. И именно это их молчание позволило Христу обратиться к ним с объяснением Своей позиции.
Как часто мы, даже понимая, что не правы, начинаем рьяно отстаивать свою точку зрения, хотя молчание было бы лучше. Фарисеи были убеждёнными законниками и сразу отказаться от своей позиции не могли, но и лгать на истину не стали.
Сегодняшнее чтение показывает нам Христа и Его собеседников в очень непростой и даже провокационной ситуации. Сам Спаситель поступает так, как должен, Он свидетельствует о правде и, более того, по правде поступает. Фарисеи же со своей стороны не находят в себе сил, чтобы следовать за Ним в Его милосердии, но они по крайней мере оказываются способны не восставать против истины. Конечно, путь, который являет нам Христос, высший и предпочтительный, но для многих он начинается с того, чтобы научиться противостоять греху.