Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 22-26
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В наши дни люди парадоксальным образом, с одной стороны, очень ценят границы своей внутренней свободы. С другой, с невероятным азартом спорят по самым разным поводам, не только обвиняя друг друга в неправоте, но даже не желая дать собеседнику время для того, чтобы он постепенно изменил свою точку зрения. А если Бог не согласен с тем, что делает и думает человек, как действует Он? Бережёт ли Он наши внутренние границы и даёт ли нам время для изменения? Прикровенный ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 8-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Сегодняшнее чтение начинается с того, что ко Христу приводят слепого и просят Спасителя его исцелить. Самостоятельно прийти слепой не мог, это было бы для него крайне трудно, но попросить об исцелении мог бы и сам, как часто делали это другие люди. Слепец Вартимей кричал, обращаясь к Иисусу как к сыну Давидову, даже тогда, когда окружающие запрещали ему это делать. Он звал Христа и просил о помощи. Напротив, слепец, о котором мы слышим сегодня, до момента исцеления не говорит ни слова. Да и Сам Христос с ним тоже не говорит. За слепца и в его присутствии к Спасителю обращаются другие. «Прикоснись к нему», — просят они Иисуса.
В том, что в ответ делает Христос, примечательны две вещи: во-первых, Он не просто прикасается к слепому, но делает больше того, о чём Его просили. Во-вторых, Он не спрашивает самого слепого ни о вере, ни о его желании, но выводит его из селения, плюет ему в глаза, возлагает на него руки и исцеляет. Спаситель не делает этого насильно, но и не спрашивает согласия. Он не идёт против воли человека, но со своей стороны проявляет инициативу. Причём исцеляет не сразу, но в два приёма. Сначала слепой видит людей, как ходящие деревья, и только после второго возложения рук и прикосновения к глазам, его взгляд становится ясным.
Что же важно для нас в сегодняшнем чтении? Конечно, можно попробовать применить его буквально и привести слепого человека в храм, попросив у Бога для него исцеления. Чудеса случаются, и любой церковный человек это знает. Но просьба, обращённая к Богу, не исключает обращения к врачу, ведь и в Священном Писании сказано, что врачевание от Господа. Однако духовно слепых людей вокруг нас гораздо больше. Часто они сами не могут прийти к Богу, не знают, с чего начать, боятся трудностей пути, и мы призваны им в этом помочь. Иногда они даже не знают, как обратиться ко Христу и мы, как люди из сегодняшней притчи, можем обратиться к Нему сами, попросив для них духовного здоровья. Но самое главное, чему мы должны научиться: предавать людей в руки Божии, понимая, что Господь сделает больше, чем мы хотим, если сам человек это Ему позволит. Только не надо торопиться. Мы так часто бываем нетерпеливы, ждём от людей мгновенных изменений, требуем от Бога чудес. Но обретение внутреннего зрения — это сложный процесс, в котором человек и Бог встречаются и вступают в диалог... Это диалог свободный, в нём Творец призывает человека как Своё творение к новому взгляду на мир. И иногда решение другого человека может быть совершенно не очевидным для нас, потому что, как в сегодняшней истории, он никому не рассказывает того, что Господь коснулся Его сердца, однако если решение он принимает в пользу Бога, изменения в нём становятся заметны без всяких слов. Нам же со своей стороны нужно молиться и ждать, чтобы это исцеление духовного зрения привело к подлинному исцелению жизни.