Евангелие от Матфея, Глава 4, стихи 12-17
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. В течение жизни человек сталкивается с проблемами самых разных масштабов, от частных до общественных. В меру своих способностей и амбиций все мы стараемся их решать. Но в чём главное условие, которое помогает всё правильно сделать? Ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из 4-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Сегодняшнее чтение начинается с того, что Иисус Христос, услышав, что пророк Иоанн Предтеча взят под стражу, уходит из Иудеи в Галилею и поселяется в Капернауме. Иоанн обличал местного правителя Ирода Антипу в безнравственности, за что и был заключён в темницу. Из Писания мы знаем, что в итоге это заключение закончится для Предтечи казнью. В таком случае уход Спасителя на север, в другую область, внешне выглядит фактически как уход от проблемы. Вместо того, чтобы потребовать от Ирода Антипы освободить Иоанна Крестителя, или обратиться к римскому прокуратору Понтию Пилату за помощью, Христос просто уходит от этих проблем.
Увидев происходящее в такой перспективе, многие из нас возмутились бы этим, как привыкли возмущаться всякой несправедливостью. Но с чего мы решили, что в мире должна восторжествовать справедливость? Может быть, в нём естественно право сильного, которым пользовался Ирод?
С библейской точки зрения, ответ очевиден. Корень несправедливости, как и любого другого неправильного поведения человека, в грехе, в испорченности и слабости нашей воли. Бороться с явными социальными проблемами, конечно, нужно — и сам Иоанн Предтеча призывал людей к жизни по закону, но всё же в первую очередь бороться надо было с причинами болезни, а не только с её проявлениями. Силой можно принудить человека к нужному тебе поведению, но сделать его по-настоящему справедливым и даже праведным можно только изнутри, вместе с ним. Внешне кажется, что Христос уходит от трудной задачи — переубедить Ирода, но на самом деле он берёт на себя задачу ещё более трудную.
Осмысляя поступок Спасителя, важно понять, что Он не только от кого-то уходит, важно увидеть, к кому Он идёт. Он уходит от Ирода, но жизнь любого властителя, от древних царей до современных руководителей государств, кристаллизует нравственную жизнь общества, выявляя её самые характерные черты. Именно поэтому Христос идёт в те галилейские города, которые находились недалеко от языческих земель, там, где духовное состояние людей было особенно сложным. Неслучайно в пророчестве Исаии говорится о людях, сидящих во тьме и тени смертной. Обратить их на истинный путь очень сложно, но Мессия начинает именно с них. Их Он призывает к покаянию и изменению жизни. Можно сказать, что Он не стал требовать справедливости здесь и сейчас, но действовал так, чтобы справедливость в итоге восторжествовала.
Решая свои земные проблемы, люди обычно бывают недовольны и говорят о вине других. Однако с христианской точки зрения важно помнить две вещи. Во-первых, атмосфера в обществе зависит от каждого из нас, от нашей личной доброты, справедливости и порядочности. И, во-вторых, цель праведной жизни, к которой мы призваны, не в том, чтобы идеально устроиться в этом мире, но в том, чтобы стяжать свет Царства Небесного в себе и явить его тем, кто живёт вокруг нас.