Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Люди с богатым церковным опытом иногда задаются вопросом: почему Таинства Церкви не всегда, как бы так помягче сказать — «работают», то есть проявляют свою действенность? Например, человек тщательно подготовился к Причастию, поисповедовался, вычитал все положенные молитвы, но после Причастия ни в его жизни, ни в его внутреннем мире абсолютно ничего не происходит? Правильно ли это?

Сегодня на богослужении в православных храмах читается отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки, где как раз и находится ответ на наш вопрос.

Глава 6.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Вы, наверное, подумали, ну вот, опять отец Павел всё запутал. Причём Причастие и его действенность и Нагорная проповедь Христа Спасителя? А вот и ничего подобного! Есть связь, причём самая прямая!

Смотрите. О чём говорится в Евангелии? Люди искали Христа Спасителя, чтобы что? Чтобы: а) прикоснуться к Нему б) исцелиться от болезней и демонов и в) послушать. Для нас, христиан, именно ради этих целей мы причащаемся Тела и Крови Христовых. В этом Таинстве мы именно «прикасаемся» ко Христу, более того, принимаем Его внутрь себя, становимся причастниками Его естества. Через это уходят наши хвори и страсти, а бесы просто разбегаются во все стороны.

Но на этом отрывке чтение не заканчивается! Казалось бы, всё просто и понятно: есть запрос — должно быть и его удовлетворение. Но смотрите что происходит: Иисус не говорит: так, выстраиваемся в очередь, не торопимся, на каждого 5 минут, иначе все не успеют. Он говорит нечто вообще из другой области, о том, что блаженны нищие духом, то есть искренне ощущающие свою полную духовную несостоятельность, блаженны неудовлетворённые материальными благами, блаженны расстроенные и пребывающие в скорбях, блаженны отринутые обществом и утратившие добрую репутацию. О чём все эти «блаженны»? О том, что само по себе ни телесное здоровье, ни свобода от бед и скорбей, ни житейское благополучие не делают человека другом Божиим. А в Царство Небесное могут попасть только те, кто перестал враждовать с Богом, подружился с Ним и старается быть Ему полезен, исполняя Его, а не свою волю.

Возможно, какой-то любитель библейской критики скажет: да ну перестаньте, это просто два разных фрагмента текста, и между ними вообще никакой связи нет и быть не может! Но простите, почему-то хочется думать, что в Писании ничего случайно рядом не оказывается. И именно в соположении этих двух отрывков есть очень важный для нас смысл.

Поясню его на примере. Когда страдающий алкогольной зависимостью приходит на терапию, есть определённые процедуры, которые может выполнить врач и облегчить состояние. Но не существует никакой «волшебной таблетки», выпив которую, алкоголик станет вести трезвый образ жизни и радоваться тому, что у него нет никакой потребности выпивать. Потому что пьянство это лишь маленькая верхушка огромного айсберга личного кризиса бытия данного человека. И какими способами ты бы её ни притапливал, она всё равно снова всплывёт на поверхность.

Да, есть вещи, которые Бог может сделать со Своей стороны и в чём-то облегчить нашу жизнь. Но самые важные, фундаментальные вопросы — а зачем мы живём? Что греет наше сердце? В чём мы ощущаем своё призвание? Бог вместо нас решить не может. Иначе это стало бы узурпацией нашего бытия, с полным упразднением нашей личностности и свободы.

Ответ Христа на запрос об исцелениях в виде заповедей блаженств невероятно тонкий и мудрый. Он говорит: живите по заповедям, не страшитесь того, от чего в ужасе шарахаются люди, чуждые веры, и вы сами удивитесь, куда вдруг исчезают все ваши предыдущие «запросы», об которые вы постоянно спотыкались?

Причастие, как об этому учит святоотеческое предание, это приобщение живого человека Живому Богочеловеку — Христу Спасителю. В этом взаимодействии нет и не может быть ничего «автоматического» или «магического». А это значит, всё происходит ровно в той степени, в какой мы внутренне распахнуты навстречу Богу, горим желанием служить Ему, быть Ему полезными, жить Им, дышать предвкушением встречи и общения с Ним. Но когда в нас на самом деле есть такое внутреннее устроение мы точно не будем задаваться вопросом, а почему это сегодня у меня после причащения в душе соловьи не запели?..

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Люди с богатым церковным опытом иногда задаются вопросом: почему Таинства Церкви не всегда, как бы так помягче сказать — «работают», то есть проявляют свою действенность? Например, человек тщательно подготовился к Причастию, поисповедовался, вычитал все положенные молитвы, но после Причастия ни в его жизни, ни в его внутреннем мире абсолютно ничего не происходит? Правильно ли это?

Сегодня на богослужении в православных храмах читается отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки, где как раз и находится ответ на наш вопрос.

Глава 6.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Вы, наверное, подумали, ну вот, опять отец Павел всё запутал. Причём Причастие и его действенность и Нагорная проповедь Христа Спасителя? А вот и ничего подобного! Есть связь, причём самая прямая!

Смотрите. О чём говорится в Евангелии? Люди искали Христа Спасителя, чтобы что? Чтобы: а) прикоснуться к Нему б) исцелиться от болезней и демонов и в) послушать. Для нас, христиан, именно ради этих целей мы причащаемся Тела и Крови Христовых. В этом Таинстве мы именно «прикасаемся» ко Христу, более того, принимаем Его внутрь себя, становимся причастниками Его естества. Через это уходят наши хвори и страсти, а бесы просто разбегаются во все стороны.

Но на этом отрывке чтение не заканчивается! Казалось бы, всё просто и понятно: есть запрос — должно быть и его удовлетворение. Но смотрите что происходит: Иисус не говорит: так, выстраиваемся в очередь, не торопимся, на каждого 5 минут, иначе все не успеют. Он говорит нечто вообще из другой области, о том, что блаженны нищие духом, то есть искренне ощущающие свою полную духовную несостоятельность, блаженны неудовлетворённые материальными благами, блаженны расстроенные и пребывающие в скорбях, блаженны отринутые обществом и утратившие добрую репутацию. О чём все эти «блаженны»? О том, что само по себе ни телесное здоровье, ни свобода от бед и скорбей, ни житейское благополучие не делают человека другом Божиим. А в Царство Небесное могут попасть только те, кто перестал враждовать с Богом, подружился с Ним и старается быть Ему полезен, исполняя Его, а не свою волю.

Возможно, какой-то любитель библейской критики скажет: да ну перестаньте, это просто два разных фрагмента текста, и между ними вообще никакой связи нет и быть не может! Но простите, почему-то хочется думать, что в Писании ничего случайно рядом не оказывается. И именно в соположении этих двух отрывков есть очень важный для нас смысл.

Поясню его на примере. Когда страдающий алкогольной зависимостью приходит на терапию, есть определённые процедуры, которые может выполнить врач и облегчить состояние. Но не существует никакой «волшебной таблетки», выпив которую, алкоголик станет вести трезвый образ жизни и радоваться тому, что у него нет никакой потребности выпивать. Потому что пьянство это лишь маленькая верхушка огромного айсберга личного кризиса бытия данного человека. И какими способами ты бы её ни притапливал, она всё равно снова всплывёт на поверхность.

Да, есть вещи, которые Бог может сделать со Своей стороны и в чём-то облегчить нашу жизнь. Но самые важные, фундаментальные вопросы — а зачем мы живём? Что греет наше сердце? В чём мы ощущаем своё призвание? Бог вместо нас решить не может. Иначе это стало бы узурпацией нашего бытия, с полным упразднением нашей личностности и свободы.

Ответ Христа на запрос об исцелениях в виде заповедей блаженств невероятно тонкий и мудрый. Он говорит: живите по заповедям, не страшитесь того, от чего в ужасе шарахаются люди, чуждые веры, и вы сами удивитесь, куда вдруг исчезают все ваши предыдущие «запросы», об которые вы постоянно спотыкались?

Причастие, как об этому учит святоотеческое предание, это приобщение живого человека Живому Богочеловеку — Христу Спасителю. В этом взаимодействии нет и не может быть ничего «автоматического» или «магического». А это значит, всё происходит ровно в той степени, в какой мы внутренне распахнуты навстречу Богу, горим желанием служить Ему, быть Ему полезными, жить Им, дышать предвкушением встречи и общения с Ним. Но когда в нас на самом деле есть такое внутреннее устроение мы точно не будем задаваться вопросом, а почему это сегодня у меня после причащения в душе соловьи не запели?..

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, в чём разница между любознательностью — и любопытством? Отрывок…

17.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там…

16.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной…

15.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

Случалось ли вам общаться с близкими людьми без слов, без знаков, даже без каких бы…

10.05.2024

This website uses cookies.