Евангелие от Марка, Глава 11, стихи 27-33
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Иногда в адрес Церкви можно услышать возмущённые вопросы, суть которых сводится к тому, что она на каком-то основании вмешивается в жизнь людей, указывает им, как жить, хотя некоторые из них её об этом ни разу не просили. Действительно ли Церковь ведёт себя именно так и есть ли у неё для этого какие-то основания? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 11-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Чтобы понять вопрос первосвященников, книжников и старейшин, надо вспомнить контекст, в котором этот вопрос задаётся. Христос совершал много чудес, изгонял бесов, исцелял больных, и можно было бы решить, что вопрос о природе Его власти был посвящён именно этому, но это явно было не так. Фарисеи в своё время решили, что Христос действует силой князя бесовского и пытались опорочить Его репутацию, в то время как первосвященникам до всех его исцелений и чудес практически не было дела. Ходит себе в Галилее какой-то проповедник, что-то там совершает... И совсем другое дело, когда Он въезжает в Иерусалим как Мессия, при общем ликовании народа, и, придя в храм, выгоняет из него торговцев и всех тех, кто мешал в нём молиться не только иудеям, но и язычникам. Этими действиями были затронуты личные и финансовые интересы возмутившихся. Именно после этого они и подошли ко Христу, спрашивая Его о том, какой властью Он это сделал и кто дал Ему эту власть.
Прежде, чем обратиться к ответу Спасителя, стоит заметить, что наводить порядок Он пришёл не в языческое капище, но в Иерусалимский храм. Выгоняя животных и произнося гневные речи, Он обращался не к египетским или римским жрецам. Нет. Он пришёл к тем, кто заявлял о себе как о верующем в единого истинного Бога. Это важно понимать, потому что обычно претензии предъявляются к человеку тогда, когда ты ожидал от него одного поведения, а он повёл себя по-другому. Жрецы любой религии могли вести себя по-своему, могли создавать себе свои правила, но первосвященники Бога истинного должны были жить по заповедям.
Итак, Христос отвечает на их вопрос Своим вопросом и спрашивает об Иоанне Крестителе, какой силой действовал он? И что же мы видим? Первосвященники, обычно такие авторитетные и знающие, не понимают, как быть и что отвечать. Почему? Разве они не знают? Да, они именно не знают. Варианты ответов могли быть разными, но все они были неудобными и невыгодными для них. И они не стали их продумывать до конца, ведь если ты нечто продумываешь до конца, тебе придётся жить в соответствии с этим ответом и как-то нести за него ответственность. Делать они этого не хотели, почему и ответили честно — не знаем. Но что было толку в этой честности, если она не приводила к нравственным изменениям? Она была бесплодна. Внешне они выглядели авторитетно, но в их душах была разруха и неопределённость. Сами наводить порядок они не хотели, но и от статуса своего не отказывались, чем развращали остальных верующих. Ответ Христа на самом деле не уход от ответа, как может показаться на первый взгляд. Отказываясь отвечать на вопрос о том, кто дал Ему власть обличать, Он как будто бы говорит: начните наводить порядок в своей душе и для вас всё станет очевидным.