Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 11-16
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В жизни царя и псалмопевца Давида был один довольно любопытный эпизод: во время перенесения Ковчега Завета из дома Аведдара в Иерусалим, царь настолько вдохновился происходящим, что, как о том сказано во Второй книге Царств, начал «скакать из всей силы пред Господом» (2Цар. 6:14). Жена Давида Мелхола не смогла понять и принять столь странное для царя действие, по этой причине она «уничижила его в сердце своём» (2Цар. 6:16), что в конечном итоге привело её к осуждению от Бога, которые выразилось в её бездетности. Но что же такое случилось с Давидом? Почему он начал скакать и плясать при виде перенесения Ковчега? Ответ на эти вопросы нам даёт отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Этот евангельский отрывок описывает очень понятную и простую ситуацию: Христос занят поучением, но вдруг к Нему начинают приносить детей, ученикам кажется, что дети здесь совершенно неуместны, как неуместно и поведение их родителей. И в самом деле: идёт серьёзная беседа, которая совершенно не предполагает детского присутствия! Но Господь мыслил иначе, Он отреагировал на действия Своих учеников самым категоричным образом, Он запретил им делать то, что они делали, более того, Он сказал, что никто не сможет войти в Царство Божие, если не примет это Царство как дитя.
Эти слова Христа, конечно же, послужили отправной точкой для массы комментариев и попыток понять, что же именно имел в виду Спаситель. Комментаторы предсказуемо вспомнили о детском незлобии, об отсутствии у детей сознательных грехов, об их доверчивости, искренности и чистоте. Всё это, конечно же, справедливо. Младенцы действительно и незлобивы, и доверчивы, и искренни, и чисты. Но каким образом всё это может воспроизвести в себе самом неизбежно погруженный в грехи и пороки взрослый человек? Да, мы все призваны к борьбе с грехом и к очищению наших сердец, если этот процесс идёт у нас с нужной динамикой, то велик шанс к старости обрести искомые детские качества.
Однако, это всего лишь одна из граней детского приятия Царства Божия. Есть и другая, именно её проявил в своё время царь Давид, и грань эта заключается в способности удивляться и восторгаться, а с этим у большинства взрослых людей есть немалые сложности. К примеру: кого из нас способна удивить история Христова Рождества? Мы её прекрасно знаем, мы к ней привыкли, она перестала как-либо вдохновлять. Ну а если мы вдруг ощутим сердечное движение в сторону вдохновения и восторга, то мы тут же «включИм» защитную взрослую реакцию и не позволим себе какие-либо внешние проявления восторга, мы понимаем, что такие проявления будут выглядеть нелепо и несолидно, что мы подвергнемся осуждению обществом.
Давид же не испугался, он почувствовал радость и вдохновение, и начал действовать так, как подсказывал ему восторг от перенесения великой святыми. Рациональная и взрослая Мелхола не смогла понять и оценить действия царя, и за это она была осуждена на самую, пожалуй, тяжёлую кару для женщины эпохи Ветхого Завета — на бездетность.
Своими словами Христос призывает нас не только к борьбе с нашими страстями и грехами, но и к тому, чтобы мы перестали стесняться тех проявлений духовной радости, к которым мы ещё сохранили способность. Очень хочется надеяться, что мы услышим эти слова нашего Спасителя и Бога!