Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 2-12
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть те вопросы, которые, судя по всему, никогда не утратят своей актуальности. Одним из таких вопросов является вопрос о допустимости расторжения брака. С этим вопросом сегодня с печальной регулярностью сталкиваемся мы — священнослужители, сталкивался с ним и Христос. Именно об этом сегодня повествует отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка, который мы можем услышать во время литургии в православных храмах.
Как мы понимаем, слова Христа не оставляют пространства для манёвра: разводиться нельзя, и любой, кто решится на этот шаг, согрешит перед Богом. Конечно, понятие греха — это не то понятие, которое оказывает какое-либо воздействие на современное нам общество, но для верующих людей слов Христа и данных Им ссылок на Священное Писание вроде бы должно быть достаточно. Однако практика показывает, что далеко не все христиане готовы прислушиваться к Евангелию, для некоторых из нас слова Христа звучат не вполне убедительно, и кажется, что к Его словам должны быть какие-то сноски, которые позволили бы в ряде случаев расторгнуть брак. К таким случаям современные христиане склонны относить причины, которые им кажутся вполне убедительными и весомыми, к примеру, угасшую страсть, ошибки молодости, новых возлюбленных и тому подобное, однако в этих причинах нет ничего нового и ничего уважительного, собственно, те же самые причины для разводов мы можем наблюдать и в эпоху Ветхого Завета, те же самые причины подразумевали и пришедшие к Спасителю с вопросом люди.
Если мы верим Христу, то мы должны верить и Богу в том, что Он нас направляет и оберегает даже тогда, когда это кажется незаметным. Именно по этой причине центральное христианское церковное таинство называется евхаристией, то есть «благодарением». Мы благодарим Бога за все Его благодеяния, как за те, о которых мы знаем, так и за те, которые прошли мимо нашего внимания и остаются пока сокрытыми, за те благодеяния, которые мы осознаём таковыми, и за те, которые сложно идентифицировать как благо. Последнее, конечно же, связано как с ограниченностью наших познавательных способностей, так и с тем, что под благом мы склонны понимать лишь то, что в той или иной форме является исполнением наших желаний. Но всё Священное Писание буквально кричит о том, что истинное благо человека состоит не в исполнении собственной воли, а в следовании воли Божией. Вместе с этим Писание, как и вся традиция Церкви, свидетельствуют, что Бог промышляет о каждом человеке, а потому те люди, которые нас окружают, — это наиболее подходящая лично каждому из нас компания для достижения благой вечности со Христом. И, конечно, в первую очередь здесь речь идёт о ближайших родственниках, в том числе о мужьях и жёнах. Если брак воспринимать не как место наслаждения, а как один из возможных путей спасения души, то все вопросы о допустимости разводов отпадут сами собой. Да, у кого-то путь спасения легче, у кого-то сложнее, но мы все разные, и каждому из нас Бог подаёт то, что в большей степени содействует достижению конечной цели жизни христианина — Христова Царства.
Дай Бог всем нам об этом помнить и не впадать в отчаяние тогда, когда жизнь начинается казаться невыносимой, а сделанный в юности выбор — ошибочным, дай Бог, чтобы эти ощущения приводили нас не к стремлению всё изменить самым радикальным образом, а к усиленной молитве с просьбой о том, чтобы Господь утвердил нас в следовании Его всеблагой и всесовершенной воле!