Евангелие от Матфея, Глава 1, стихи 1-25. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 1, стихи 1-25

Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Через неделю мы будем праздновать Рождество Христово, Церковь готовит нас к этому празднику не только постом и особенными песнопениями, Церковь предлагает нам также вспомнить о тех людях, которые были предками Христа по плоти. Давайте послушаем родословие Спасителя, содержащееся в 1-й главе Евангелия от Матфея, эта глава целиком звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 1.

01 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

02 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

03 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

04 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

05 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

06 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

07 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

08 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

09 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Минувшее столетие принесло с собой тектонические сдвиги как в жизнь нашей страны, так и в наше мироощущение. Среди прочего, мы перестали осознавать важность знания своих корней и своих предков, мы оказались от них оторваны. Более того, в минувшем веке были периоды, в которые некоторые люди были вынуждены отрекаться от своих родителей и от своего рода. Так, к примеру, поступали некоторые выходцы из среды духовенства, ведь духовенство было объявлено недостаточно лояльным к советской власти, а потому иметь таких родственников было попросту опасно, и далеко не у всех хватало сил, чтобы сохранить верность самому себе через сохранение верности своему роду.

Открывая Евангелие от Матфея, мы видим родословие Христа. И многим из нас кажется это не вполне соответствующим тем целям, которые преследует Евангелие: во-первых, родословия — это довольно скучно, ведь они представляют собой перечень каких-то имён, которые ровным счётом ничего не говорят незнакомому с Ветхим Заветом человеку, а во-вторых, какое значение может иметь родословие Христа, если Он Сам во время Своего земного служения ни разу не упоминул кого-либо из Своих предков, кроме царя и псалмопевца Давида?

Эти два недоумения встречаются чаще прочих, а потому они нуждаются в рассмотрении.

Церковь исповедует, что любой фрагмент Священного Писания имеет значение, даже такой, который на первый взгляд кажется лишним, избыточным или попросту непонятным. Так и с родословием Спасителя: непонятные имена — всего лишь повод, чтобы попытаться с ними разобраться, и если начать это делать, то мы узнаем много любопытного, самым ярким здесь, конечно же, будет то, что Христово родословие очень честное, оно содержит в себе имена как праведников, так и отчаянных грешников, среди которых есть и те люди, которые так и не сумели принести покаяния Богу. Примерами такого рода людей могут служить ближайшие потомки царя Соломона — Ровоам, Авия и Аса, все эти цари осуждаются Библией как те, кто вёл недостаточно благочестивую жизнь, уклоняясь в те или иные пороки, самым важным из которых был недостаток веры в Единого Истинного Бога. Но тем не менее, они, как и многие другие не вполне благочестивые люди, стали предками Христа, и Спаситель вовсе не стеснялся такого родства, потому как личность любого человека определяется, конечно же, не поступками его предков, а им самим, ну а пороки наших отцов — это то, что нужно искоренить в самом себе, именно это и сделал Спаситель, Он уничтожил тот самый грех, который лежит в основе любого человеческого греха — грех непослушания Адама и Евы.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!