Евангелие от Матфея, Глава 1, стихи 1-25
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Через неделю мы будем праздновать Рождество Христово, Церковь готовит нас к этому празднику не только постом и особенными песнопениями, Церковь предлагает нам также вспомнить о тех людях, которые были предками Христа по плоти. Давайте послушаем родословие Спасителя, содержащееся в 1-й главе Евангелия от Матфея, эта глава целиком звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Минувшее столетие принесло с собой тектонические сдвиги как в жизнь нашей страны, так и в наше мироощущение. Среди прочего, мы перестали осознавать важность знания своих корней и своих предков, мы оказались от них оторваны. Более того, в минувшем веке были периоды, в которые некоторые люди были вынуждены отрекаться от своих родителей и от своего рода. Так, к примеру, поступали некоторые выходцы из среды духовенства, ведь духовенство было объявлено недостаточно лояльным к советской власти, а потому иметь таких родственников было попросту опасно, и далеко не у всех хватало сил, чтобы сохранить верность самому себе через сохранение верности своему роду.
Открывая Евангелие от Матфея, мы видим родословие Христа. И многим из нас кажется это не вполне соответствующим тем целям, которые преследует Евангелие: во-первых, родословия — это довольно скучно, ведь они представляют собой перечень каких-то имён, которые ровным счётом ничего не говорят незнакомому с Ветхим Заветом человеку, а во-вторых, какое значение может иметь родословие Христа, если Он Сам во время Своего земного служения ни разу не упоминул кого-либо из Своих предков, кроме царя и псалмопевца Давида?
Эти два недоумения встречаются чаще прочих, а потому они нуждаются в рассмотрении.
Церковь исповедует, что любой фрагмент Священного Писания имеет значение, даже такой, который на первый взгляд кажется лишним, избыточным или попросту непонятным. Так и с родословием Спасителя: непонятные имена — всего лишь повод, чтобы попытаться с ними разобраться, и если начать это делать, то мы узнаем много любопытного, самым ярким здесь, конечно же, будет то, что Христово родословие очень честное, оно содержит в себе имена как праведников, так и отчаянных грешников, среди которых есть и те люди, которые так и не сумели принести покаяния Богу. Примерами такого рода людей могут служить ближайшие потомки царя Соломона — Ровоам, Авия и Аса, все эти цари осуждаются Библией как те, кто вёл недостаточно благочестивую жизнь, уклоняясь в те или иные пороки, самым важным из которых был недостаток веры в Единого Истинного Бога. Но тем не менее, они, как и многие другие не вполне благочестивые люди, стали предками Христа, и Спаситель вовсе не стеснялся такого родства, потому как личность любого человека определяется, конечно же, не поступками его предков, а им самим, ну а пороки наших отцов — это то, что нужно искоренить в самом себе, именно это и сделал Спаситель, Он уничтожил тот самый грех, который лежит в основе любого человеческого греха — грех непослушания Адама и Евы.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов