Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 18-29
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В высказываниях Христа мы можем найти такие поучения, которые на первый взгляд кажутся противоречащими друг другу. К примеру, в Евангелии от Матфея звучит призыв Спасителя взять на себя Его иго, Христос в этом отрывке завершает Свою речь утверждением, что иго Его благо и бремя Его легко (см. Мф. 11:30). А ранее в той же самой главе Евангелия от Матфея звучит утверждение, что Царство Небесное берётся силою (см. Мф. 11:12), и эту информацию довольно непросто связать с лёгкостью Христова бремени. О сложности евангельского пути говорит и 13-я глава Евангелие от Луки, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем его и попытаемся понять, как соотносятся между собой одновременно обещанные Христом лёгкость и тяжесть жизни по Евангелию.
Вообще, мы привыкли к мысли о том, что вхождение в Царство Небесное требует от человека невероятных усилий, требует самоотречения, подвигов, аскезы, а если ситуация сложится не самым благоприятным образом, то и мученичества. Об этом нам повествуют жития святых, и в житиях мы не встретим примеров, которые говорили бы, что достичь блаженства вечности со Христом можно без каких-либо трудов, мы не найдём рассказов, суть которых можно было бы передать приблизительно такими словами: «Родился. Рос в обеспеченной семье. Получил хорошее образование и престижную работу. Женился на умнице и красавице. Жили они в полном достатке, было у них множество детей. Умер в глубокой старости. Почитается Церковью как праведный».
Впрочем, жития некоторых святых князей чем-то напоминают идиллическую картинку беспроблемной жизни, оканчивающейся в Царстве Небесном, правда, есть одна оговорка: все те князья, которые прожили благополучную со всех точек зрения жизнь, обладали невероятным запасом терпения и милосердия, они не переставали благотворить даже тем, кто их обманывал и не желал как-либо менять свою жизнь, и этот факт указывает на то, что и на жизненном пути таких князей было место христианскому подвигу, пусть и не такому яркому, как подвиг мучеников или же преподобных. Иными словами, мы снова пришли к тому евангельскому утверждению, что попасть в Царство Небесное можно лишь через узкие врата, то есть через подвиг.
Но что будет, если посмотреть на христианскую жизнь немного под другим углом? Подвиг — это то, что требует от человека определённой меры самоотречения и выхода за пределы обычной жизни. Обычная же жизнь подразумевает непрестанное исполнение собственных хотений и пожеланий, а то, что идёт вразрез с ними, воспринимается нами как нечто тяжёлое и обременительное, как то, что мы называем подвигом. Но что изменится, если взять на себя иго Христово, то есть отказаться от своей воли в пользу воли Христовой, воли благой и всесовершенной? В таком случае евангельские повеления перестанут быть чем-то чуждым для нас, они превратятся в нечто вожделенное, такое, каким бывает исполнение собственных желаний, и тогда то, что со стороны выглядит как неимоверный непосильный подвиг, самим человеком будет восприниматься радостным и лёгким, и такой человек сам не заметит того, как войдёт в узкие врата Христова Царства.
Об этом говорит вся многовековая история Церкви, она учит нас шаг за шагом согласовывать свою волю с волей Божией, этот процесс во многом похож на спортивные тренировки, в которых спортсмен вынужден исполнять указания тренера, обретая при этом новые физические возможности, а вместе с ними и наслаждение от самих упражнений. Подобным образом выглядит и христианское восхождение: мы учимся исполнять евангельские указание Спасителя и постепенно становимся новыми людьми, для которых нет ничего сверхъестественного в том, чтобы жить по Христовым заповедям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов