Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 17-23
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии мы можем найти только одну пространную речь Христа — это та речь, которая была сказана Им непосредственно перед тем, как Господь был взят под стражу. Во всех же остальных случаях Его слова довольно краткие. Конечно, можно предположить, что краткостью отличаются не сами слова Христа, а лишь их передача евангелистами, но это маловероятно, ведь евангелисты не скупились на описание различных деталей Христова земного служения и было бы странно предполагать, что все они дружно решили сэкономить на прямой речи Спасителя. Причина краткости евангельских изречений Христа иная: истина не нуждается в пространном выражении, более того, она и вовсе не нуждается в словах, она выражается в силе своего воздействия на окружающих. Именно об этом и написал апостол и евангелист Лука в 6-й главе своего Евангелия, отрывок из которой сегодня читается в православных храмах во время литургии.
Апостол Лука свидетельствует, что во множестве собравшийся народ в буквальном смысле теснил Спасителя, все хотели прикоснуться к Нему, и, судя по всему, люди надеялись через такое прикосновение получить свободу от своих недугов. Христу в подобной ситуации, в общем-то, можно было вообще ничего не говорить, та сила, которую чувствовали все Его современники, свидетельствовала сама за себя. Интересно, что чем дальше человечество уходит от первохристианской эпохи, тем больше благочестивых слов мы генерируем и тем меньше в нас той самой Христовой силы. Такое положение дел не может не настораживать. Но, как мы помним из Послания апостола Павла к Евреям, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Эти апостольские слова означают, что настоящая ситуация — это не проявление воли Божией, а потому она связана не столько с Богом, сколько с нами самими. Собственно, евангельские изречения Спасителя — это не только указание пути в Царство Небесное, это ещё и повествование о том, каким образом любой человек может стать проводником Христовой силы.
Именно по этой причине Господь среди теснящих Его людей, которые хотели стать причастниками спасительной Христовой силы, начал говорить те слова, которые мы сегодня услышали. Эти слова прекрасно известны всем христианам, на них написано невероятное множество различных толкований и комментариев, но при этом они по-прежнему остаются не вполне понятыми. Особенно же трудно их понять в том случае, если воспринимать их как некие инструкции для повседневной жизни.
Нет, Христовы заповеди блаженств — это не инструкции, это описание того устроения души человека, которое позволяет Христу действовать в нас и через нас.
Господь начал свою заповеди с упоминания духовной нищеты, и это отнюдь не то, что можно «включить» в самом себе каким-то «механическим» способом, это не то, что можно обрести волевым усилием, не достигается духовная нищета и какими-то особенными аскетическими подвигами. Да, для достижения такого состояния необходимы и воля, и подвиги, и молитва, но всё это должно быть помножено на предельно внимательное отношение к самому себе и к окружающему нас миру, ведь нищета духовная — это, в первую очередь, глубокое осознание своей всецелой зависимости от Бога, но не зависимости в смысле предопределения, а той зависимости, ближайшим аналогом которой является, пожалуй, зависимость несовершеннолетних детей от их родителей.
Сегодня Церковь совершает торжество в честь святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Это тот человек, который сумел обрести духовную нищету, благодаря чему он стал проводником Христовой силы, стал Христовыми руками, и через него Господь оказывал обильные благодеяния самым разным людям. Пусть же и нам Христов святитель Николай окажет помощь — помощь в обретение заповеданной Спасителем духовной нищеты!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов