Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 12-19

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Мы сколько угодно можем гордиться уровнем развития технологий и сколько угодно можем скептически ухмыляться, вспоминая о заблуждениях и малой грамотности людей ушедших эпох, но любому думающему человеку очевидно, что люди во все века остаются неизменными, меняются лишь некоторые составляющие фона нашей жизни. Неважно, в какую эпоху живёт человек, его взаимоотношения с Богом всегда будут подвергаться одним и тем же искушениям, а потому Евангелие никогда не может устареть, ведь оно говорит нам не о каких-то давно умерших людях, оно говорит нам о нас самих, и происходящее на страницах Евангелия происходит с нами и сейчас. Давайте послушаем звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 17-й главы Евангелия от Луки и подумаем о том, насколько близко к нам то, что описано в этом отрывке.

Глава 17.

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Этот евангельский отрывок очень прост как по своему содержанию, так и по своей проблематике.

Десять неизлечимо больных людей обратились ко Христу с просьбой об исцелении, можно предположить, что они, как это бывает иной раз свойственно тяжелобольным людям, искали помощи везде, где только могли, а потому и обращение к Спасителю было для них всего лишь ещё одной попыткой обрести здоровье. У нас нет оснований полагать, что эти люди были хорошо знакомы с учением Христа, ведь они в силу своей болезни не имели права приближаться к здоровым людям, поэтому о Христе они могли знать лишь по разрозненным слухам. Прокажённые, ничего не нарушая, начали издалека взывать к Спасителю о помощи, и Он их услышал, услышав же, Господь тоже не стал нарушать установленный Ветхим Заветом закон, Он не попросил прокажённых приблизиться, Он не стал накладывать на них руки и вообще как-либо физически с ними взаимодействовать, Христос отправил их к священникам, что тоже было строгим исполнением закона — после исцеления прокажённые обязаны были показаться священнику, дабы он засвидетельствовал их ритуальную чистоту. Во всей этой истории мы не находим только одного элемента: нам, как и непосредственным участникам евангельских событий, непонятно, в какой момент свершилось исцеление и что послужило его причиной, ведь, как мы помним, никакого физического контакта у Христа с больными не было. С формальной точки зрения Христос ничего не сделал, Он не сказал что-то вроде «вы здоровы, идите покажитесь священникам», нет, Он просто направил их к священникам. Если оставаться на всё той же формальной точке зрения, то Христос здесь как будто бы ни причём, и случившееся — простое совпадение.

Однако, проказа — это не та болезнь, от которой можно избавить случайно, тем более, не могут от неё освободиться одновременно десять человек. А это означает, что исцелил их именно Христос, а не свежий воздух, яркое солнце или же прохладная вода горных источников северной части Израиля. И из факта исцеления Христом должна была бы следовать благодарность Спасителю. Но её проявил лишь один из бывших прокажённых.

Действия Бога далеко не всегда бывают ощутимыми и заметными. Как правило, Бог действует иначе, и в ответ на наши молитвы внешняя обстановка крайне редко подвергается мгновенным изменениям, крайне редко мгновенным изменениям подвергаемся и мы сами. А потому может начать казаться, что между нашими молитвами и благими изменениями нет прямой и непосредственной связи, а потому и наши успехи — это наши успехи, наше здоровье — это заслуга врачей, и вообще, абсолютно любое благое изменение можно без особых сложностей объяснить исключительно материальными причинами.

История десяти прокажённых напоминает нам о том, что Богу вовсе нет необходимости проявлять Себя в нашем мире каким-то ярким и запоминающимся способом, Он благотворит нам всегда, и делает это даже в том случае, если мы отрицаем Его существование. Сама наша жизнь — величайший и абсолютно невероятный дар Бога.

Взамен же Господь просит совсем немного: Он просит быть благодарными, благодарными за всё ведомое и неведомое, видимое и невидимое, и благодарность эта нужна, конечно, не Богу, она нужна нам самим, ведь именно способность благодарить отличает человека от абсолютного большинства представителей животного мира.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!