Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 19-26
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумываясь о церковной жизни, люди часто решают, что она потребует от них настолько радикальных изменений, что всё прежнее будет разрушено и лучше даже не задумываться об этом всерьёз. Но так ли это на самом деле? Ответ можно найти в отрывке из 20-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Помню, как однажды я беседовал с женщиной, которая рассказывала мне о каких-то невероятных теориях, относящихся к самым разным темам, начиная от геологии и заканчивая развитием мозга. Она прочитывала по этому поводу огромное количество популярной литературы и готова была интересоваться всем, кроме духовной жизни. Она считала себя верующим человеком, но, как она выражалась, «не до фанатизма, конечно». Удивившись количеству сил и времени, которое она на это всё тратила, я воскликнул: «Как было бы хорошо, если бы при такой жажде знаний, вы стали бы хоть немного церковнее». На что она мне ответила: «Дорогой мой, если все в церковь пойдут, кто работать-то будет?» Что было сказать на это? Человек решил, что быть церковным — это всё время находиться в церкви, надеть на себя всё черное, перестать общаться с другими людьми и, естественно, не работать, ведь на работу ни времени, ни сил не останется. Выяснять, насколько такой взгляд соответствует действительности, никто не собирался, потому что это заставило бы менять жизнь, чем без особой нужды люди обычно не занимаются.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как первосвященники и старейшины, которые были возмущены тем, что Иисус Христос выгнал торговцев и менял из храма, подослали лукавых людей, которые должны были спровоцировать Спасителя и дать повод Его осудить. Главы еврейского народа, которые в известной степени распоряжались помещениями храма, позволили торговцам и менялам вести себя в доме молитвы просто кощунственно, но оправдывали это получением дохода. Когда Христос с возмущением изгнал из храма тех, кто мешал молиться остальным, первосвященники и старейшины сначала возмутились, однако после у них возник вопрос: может быть этот много возомнивший о себе проповедник вообще против всякого заработка? Есть ли предел его максимализму или он всех хочет сделать подобными себе странниками, которым негде будет голову преклонить? Для того, чтобы спровоцировать Христа, они спрашивают его о том, можно ли платить подать кесарю. В этом вопросе звучит сразу несколько тем: и использование языческих денег, и поддержка римского государства, захватившего Иудею... Согласившись с тем, что налоги платить можно, Спаситель настроил бы против Себя обычных людей, а отказавшись — римские власти. Однако, Христос не выбирает между двумя точками зрения, но уходит от выбора, отвечая, что кесарю надо отдавать кесарево, а Богу Божее.
Несомненно, церковные люди регулярно ходят в храм, участвуют в совместной молитве и таинствах, но главными признаками их церковности оказывается не это, а, по слову Христа, любовь друг к другу и ко всем людям вообще. Для этого не надо переставать работать, не надо уходить из общества, но, напротив, показывать всем, что в жизни, которую мы внешне тратим на земное, есть место для честности, благодарности, доброты, верности и терпения, что делает её всю — Божьей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов