Евангелие от Луки, Глава 14, стихи 12-15
Как научиться разумно распоряжаться своим материальным, душевным и духовным имуществом, чтобы и себе не навредить и окружающим принести пользу? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 14-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Сегодня Господь обращает внимание своих слушателей на то, что желающему преуспеть на пути духовного совершенства и войти в Царство Небесное, необходимо следить не только за тем, что он говорит и делает, но и осознавать мотивы своих слов и поступков. И в первую очередь нам необходимо научиться осознавать, зачем мы совершаем добрые дела?
Например, зачем мы проявляем щедрость к окружающим? Ведь быть щедрым можно, например, из чувства долга или обязанности. Именно так мы нередко даём милостыню. Словно платим налог. Дескать, написано где-то, что надо давать десятину, вот и обязан раскошелиться. Если не дам, внутри начинает шевелиться страх: нарушил какое-то правило, вдруг меня накажут. Или же быть щедрым можно из личного расчёта. Например, порой благотворительность становится весьма эффективным инструментом в предвыборной гонке. Наконец, щедрость может быть основана на желании продемонстрировать своё превосходство над другими. Я могу давать нечто просителю, но при этом самодовольно смотреть на него сверху вниз, унижать его своим подарком и даже причинять боль.
Поэтому и говорит Господь о том, что, когда делаешь пир, не зови на него родственников, друзей и богатых соседей. Речь идёт не о людях. Речь идёт о нашем отношении к окружающим. Наш эгоизм во всём ищет выгоду. Он не дремлет даже тогда, когда мы совершаем внешне добрый поступок. Оказываем щедрое гостеприимство, а внутри скрытое желание уязвить чем-нибудь родственников, похвастаться перед друзьями, заручиться поддержкой богатых соседей. Нет, это не главная цель. Это даже не чётко осознаваемая мысль. Скорее, это мой эмоциональный фон, это мой дух. Так действует моя нездоровая самость. Так она получает ощущение превосходства, защищённости, безопасности, спокойствия. Так она создаёт иллюзию, что я контролирую свою жизнь.
Для Царства Божия такая добродетель не годится. Это дом без фундамента. Обёртка может быть красивой, а вот внутренность — гнилая. Поэтому наша добродетель должна быть безусловной. Без всякой задней мысли. Без всякого эгоистического помысла. Поэтому Господь, используя приточный образ, говорит: зови на пир нищих, увечных, хромых, слепых. Людей, которые ничем не смогут тебя отблагодарить. Они беспомощны, словно дети. Людей, которых ты видишь впервые, а завтра они, возможно, исчезнут из твоей жизни навсегда. В другом месте Евангелия эта максима звучит иначе: пусть твоя правая рука не знает, что делает левая. То есть сделал и забыл. Добродетель для нас должна стать так же естественна, как дыхание, над которым мы не задумываемся. Как говорит об этом Сам Господь: «когда исполните всё сказанное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать». Человек — это служебное существо. Он создан для того, чтобы служить Богу и своим ближним. Лишь в этом мы можем найти полноту, счастье и покой для себя.
Как же добиться такого состояния чистоты сердца и помыслов. Очевидно, что это результат упорной работы над собой. Нам необходимо уничтожить свою горделивую самость. Для этого требуется и участие в церковных таинствах, и молитва, и воздержание, и анализ своего внутреннего состояния, и беседы с духовно опытными людьми. Одним словом, весь комплекс духовной жизни, который нам предлагает православная традиция. Именно духовная жизнь во всей её полноте даёт нам осознанное отношение к себе. Мы начинаем видеть, что нами управляет. В основе нашей жизни должна лежать одна простая идея, которую необходимо сделать своей непрестанной молитвой и повторять её в течение дня: «Господи, дай мне сегодня во всём искать и исполнять Твою волю; Господи, дай мне сегодня быть полезным всем тем, кого я встречу на своём пути».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов