Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37
Что нужно для того, чтобы стать участником Царства Божия и приобрести вечную жизнь? С таким вопросом обратился ко Христу один из иудеев. Ответ Спасителя читаем в отрывке из 10 главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в Православных храмах. Давайте послушаем.
Почему священник и левит, проходившие мимо израненного человека, не подошли к нему и не помогли? Очевидно, что личного повода для неприязни к бедолаге у них не было никакого. Важно помнить, что они были служителями Иерусалимского храма, куда, видимо, и спешили по своим служебным обязанностям. А Писание неслучайно говорит, что разбойники оставили человека обнажённым и еле живым. Скорее всего, он походил на мёртвого. Поэтому и не оказывают ему помощь священнослужители. Ведь по закону Моисееву прикасаться к умершему — означает осквернить себя. Если осквернил, необходим период карантина и ритуальные очищения. А для помощи надо убедиться, что человек жив. Возможно, перевернуть, проверить дыхание, прощупать пульс. Одним слово, войти в тактильный контакт. Поэтому и проходят, не притрагиваются. Просто не хотят рисковать и нарушать свой распорядок жизни. Ничего личного, как говорится. Есть дела поважнее: закон, ритуал, традиция. Возможно, каждый про себя ещё и поблагодарил Бога: «вот ведь искушение, чуть не осквернился». Действия же самарянина вообще непонятны. Самаряне так же чтили закон Моисея, как иудеи. Для них мёртвый — такая же скверна. Кроме того, иудеи и самаряне были злейшими врагами и ненавидели друг друга лютой ненавистью. И вот, несмотря на это, самарянин помогает заклятому врагу. То есть, не боится пренебречь ритуальным законом, переступает через национальную вражду, отказывается от своих важных дел. Кроме этого, тратит силы, время, деньги, вкладывает их в неизвестного чужака.
В этом и содержится ответ Господа, какого ближнего нужно возлюбить, чтобы достигнуть вечной жизни и Царства Божия. Ближний — это всякий, кто встречается мне на пути. Согласитесь, в течение дня бывает много встреч. Какие-то мы ждём, готовимся к ним, например, к встрече с начальником или возлюбленным. Какие-то встречи нам неприятны. Например, с теми людьми, с кем у нас постоянный конфликт или с теми, от кого исходит угроза нашей жизни и здоровью. Большинство встреч нам кажутся очень прозаичными и будничными. Исходя из этого, мы выстраиваем рейтинг людей в своей жизни: есть те, кто ближе, есть те, кто дальше. Есть родные и близкие, значимые, есть случайные, далёкие, незначительные. Господь говорит сегодня, что с точки зрения вечной жизни и Царства Небесного не бывает случайных прохожих. В нашей жизни нет ни одного статиста. Все, кого мы встречаем, главные актёры. Даже самый последний попрошайка, нищий и убогий, если уж попал в поле моего зрения, потенциально он ангел Божий. Я не могу отмахнуться, как от назойливой мухи, ни от случайного прохожего, ни от дворника, ни от соседей по лестничной площадке. Через всякого приходит Христос ко мне. А потому по отношению к каждому я должен быть готов, если будет необходимо, изменить траекторию своего движения. Отказаться от своих планов и проектов, нарушить привычный уклад жизни. Причём, несмотря на свои расовые, национальные, гендерные и другие предрассудки. Если я буду проводить жизнь с такой установкой, если я буду стремиться оказать милость и быть полезным, чем могу, всякому, кто мне встречается в течение дня, к вечеру я буду возвращаться домой с наполненным сердцем и мирной душой. Я обрету смысл в этой жизни. Так действует Божественная благодать. Так раскрывается в нас Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов