Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 13-15, 22-31. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 13-15,22-31

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Лк., 65 зач., XII, 13-15, 22-31

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Верующим людям хотелось бы, чтобы всё вокруг было пронизано памятью о Боге, чтобы Бог был во всём и во всех, чтобы все жили возвышенными идеалами и устремлениями, чтобы можно было обращаться к совести человека, и чтобы была ответная реакция. Но Бог устроил наш мир иначе, в нём нет вдохновенного единодушия в вопросах веры, но есть свободная человеческая воля, а это означает, что любые попытки заставить всех жить по библейским заповедям ни к чему хорошему не приведут. Такая жизнь может быть только личным выбором каждого конкретного человека. Священное Писание, как ни странно, отнюдь не сочувствует идее абсолютно религиозного общества, понимая, что такое общество всего лишь утопия, тогда как Писание — это сборник книг, которые описывают духовную реальность, а не какие-то задорные фантазии. Любопытно, что Новый Завет в ряде случаев противится и тому, чтобы делать Бога Судьёй по всем житейским вопросам. Подтверждение этой мысли мы можем найти в 12-й главе Евангелия от Луки, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 12.

13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?

15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

22 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:

23 душа больше пищи, и тело - одежды.

24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?

26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?

27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,

30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;

31 наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

Ко Христу обратился человек, который пребывал в судебной тяжбе с собственным братом. Из евангельского контекста понятно, что тяжба была не совсем тривиальной, и спор не мог быть решён с использованием обычных для еврейского общества принципов. По этой причине безымянный евангельский персонаж решил обратиться за помощью к авторитетному и популярному проповеднику — ко Христу. Ответом на просьбу этого человека стали слова Христа о том, что Спаситель не был никем поставлен судить людские тяжбы. Ответ Христа, как это зачастую и бывает, можно понять несколькими способами.

Первый из них одновременно является и самым очевидным: миссия Христа состоит не в том, чтобы быть судьёй имущественных споров между людьми. Он пришёл, чтобы проповедовать Царство Небесное, Он пришёл пострадать и освободить человечество от рабства греху и смерти. Судейская же деятельность — это точно такая же узкопрофессиональная работа, как и работа, скажем, моряка. Христос в равной степени не мог быть ни судьёй, ни моряком, ни землепашцем, потому что все эти и многие другие занятия не позволили бы Ему делать то, ради чего Он пришёл.

Однако Христос был не только проповедником, Он был, есть и будет ещё и Богом. Если Его слова рассматривать через памятование о Его божественном достоинстве, то и Его ответ — это ответ не только человека, но и Бога. В таком случае получается, что Бог не собирается выступать судьёй в наших тяжбах, особенно же в тех, от исхода которых не зависит жизнь человека. Именно об этом Спаситель сказал сразу же после отказа выступить в роли судьи двух братьев: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:13). Конечно, с этими словами Христа можно было бы поспорить, вспомнив об умерших от голода или от болезней, от которых можно было бы излечиться, если бы нашлось достаточное количество денег. Но это — экстремальные примеры, Христос же говорил об общем принципе человеческой жизни, которая, действительно, не имеет прямой и непосредственной связи с изобилием имения, ну а для жизни души изобилие имения и вовсе может сослужить дурную службу и душу погубить, а не спасти, и тому есть масса примеров. Получается, что само желание судиться с братом из-за наследства — порочно, и неважно, кто из братьев прав в этом споре, Бог в любом случае уклоняется от вынесения какого-либо вердикта. Так происходит и с любым иным порочным устремлением, несмотря на то, что оно может быть вполне законным с точки зрения человеческого общества.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!