Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 34-41. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 34-41

34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36 Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием.

37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Люди нередко считают духовные советы Иисуса Христа слишком возвышенными и теоретическими, из-за чего их сложно соблюсти буквально. Но так ли это на самом деле? Отрывок из 11-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения, позволяет говорить о том, что всё на самом деле глубже и интереснее. Давайте его послушаем.

Глава 11.

34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36 Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием.

37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.

Начало отрывка, который мы услышали, звучит как ряд красивых, но по-своему загадочных образов. Что можно подразумевать под оком и почему оно светильник для тела? Обратившись к роли зрения в Священном Писании, мы можем вспомнить, что хотя соблазнение Евы и происходило через слух, потому что змей именно беседовал с ней, описывая её роковой выбор, Моисей говорит, что она именно увидела, что плод хорош на вкус, красив на вид и даёт знания. При этом очевидно, что сам плод, конечно, никак не менялся, менялось лишь его восприятие. Смотря на него, Ева не просто видела его, но наделяла его качествами по собственному усмотрению, не ориентируясь на Творца. Но проблема на самом деле глубже, ведь она начала смотреть на мир по-своему, потому что начала по-своему смотреть на саму себя. И, конечно, этот новый взгляд изменил не только её душу, он изменил её всю. От того, каково было её око, зависело то, какой стала она сама. Именно поэтому Спаситель говорит: если око твоё будет чисто, то есть оно будет в духовном смысле здоровым и правильным, таким станет всё твоё тело, то есть весь ты.

Обычно, если от чего-то зависит качество нашей жизни, мы бываем к этому очень внимательны. Подозревая проблемы, начинаем отслеживать те или иные показатели здоровья, чтобы видеть их в динамике. Но скажем себе честно, часто ли мы отслеживаем то, как смотрим на мир, или наши собственные взгляды на мир самые верные? Кого-то мы считаем хорошими, кого-то плохими, себя тоже не забываем считать пусть и не идеальными, но вполне нормальными, приличными людьми... Для всего у нас есть аргументы, и все свои взгляды мы можем обосновать.

Но вот Христос говорит: твой взгляд на мир — не просто отражение реальности. Ты так устроен, что сам выбираешь, какой ты её видишь. Ты сам даёшь оценки и расставляешь приоритеты. Поэтому будь внимателен и, считая себя хорошим человеком, задумайся, таков ли ты на самом деле или пора что-то менять?

Со стороны может показаться, что Иисус призывает слушателей к духовной работе и они могли ничего не менять в реальной жизни. Возможно, так и подумал фарисей, который, восхитившись духовностью и мудростью Спасителя, позвал Его на обед. Но вот Гость заходит в дом и собирается есть неумытыми руками, так что хозяин приходит от этого в изумление: «Такой духовный, а рук перед едой не моет». Но Христос делает это не по небрежности или забывчивости, ведь для Него это повод поговорить о главном. «Вы фарисеи следите за внешним и забываете внутреннее», — говорит Он. И, как кажется, всё это опять не про обычную жизнь, а про какие-то тонкие материи. Но Спаситель продолжает: «Подавай милостыню из того, что у тебя есть, весь будешь чистым». Какой резкий переход от разговоров, которые можно вести бесконечно, ничего не меняя в реальности, к совершенно конкретным действиям! Мы слушаем и порой нам так и хочется заболтать их, и опять вести высокодуховные разговоры. Нет сомнений, что такие разговоры на самом деле очень важны, но они обретают смысл только тогда, когда приводят к реальным добрым делам.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!