Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 17-30
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Нередко верующие задумываются над тем, как передать другому человеку веру? Вопрос действительно очень сложный, но прикровенно ответ на него звучит в отрывке из 7-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 7.
17 Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.
18 И возвестили Иоанну ученики его о всём том.
19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?
20 Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?
21 А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.
22 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;
23 и блажен, кто не соблазнится о Мне!
24 По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
25 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.
26 Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.
27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
29 И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;
30 а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.
Пытаясь доказать что-либо другому человеку, мы можем обосновывать свою мысль, исходя из более общих и очевидных для него тезисов, можем апеллировать к тому, кто для него авторитетен... Но самый действенный способ — сделать так, чтобы человек пережил то, о чём мы говорим, на собственном опыте. Если ребёнок не верит в существование жирафа, можно долго ему что-то объяснять и просить родителей подтвердить его существование, но вернее всего просто взять его в зоопарк — и он сам во всём убедится. Доказательства можно подделать, свидетеля можно заставить солгать, но личный опыт, причём глубокий, а не сиюминутный — совсем другое дело.
Как-то ко мне подошла одна студентка и сказала, что она из атеистической семьи и сама не верит в Бога. «Что мне сделать, чтобы поверить»? — сказала она. Вопрос был настолько простым и ясным, что все ответы, которые кружились у меня в тот момент в голове, казались перед этой простотой плоскими и формальными. Нельзя же было просто ответить «поверь», потому что речь шла не о той вере, которая возникает от нашего решения, но о глубокой и личной убеждённости в бытии Божием, о встрече с Ним. Я подумал, посоветовался с близкими и понял, что раз Бог существо личное, для общения с Ним мы должны обратиться к своему опыту общения с другими личностями.
Что же мы делаем, если желаем с кем-то общаться? Мы ищем этого человека, говорим с теми, кто его знает, и, наконец, сами говорим с ним. Студентке надо было поступить так же. При всей парадоксальности ситуации, ей нужно было обратиться к Богу, начать говорить с Ним, просить, чтобы Он открылся сердцу. Она искала веры и значит уже верила. Но боялась себе в этом признаться, хотела, чтобы Бог был, но ещё не была уверена.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Иоанн, который видел свою роль в том, чтобы подготовить людей к принятию Мессии, посылает учеников на встречу со Христом. Можно было сколько угодно о Нём рассказывать, но лучше всего было прийти и вступить в общение. И пусть эта встреча началась с вопросов и сомнений, разве не так происходит для многих из нас встреча с Богом. Главное в другом: ученики становятся свидетелями силы Божией, которая исцеляет и преображает жизнь людей. Иоанн не передал им веру во Христа, выраженную в словах, но сделал так, чтобы ученики могли получить опыт встречи со Спасителем и Господом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов