Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 1-13
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Жизнь человека нередко сравнивается с процессом горения: мы можем гореть идеей, прожигать жизнь, выгорать на работе. Все эти формулировки предполагают, что в нас есть некоторый ресурс, который мы можем использовать по-разному. А что об использовании внутренних ресурсов говорит Господь? Ответ на этот вопрос можно получить в отрывке из 25-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 25.
1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
В своих притчах и проповедях Христос нередко употреблял выражения, связанные с горением и светом. Например, Он призывал учеников творить добрые дела и этим светить людям, побуждая их к прославлению Небесного Отца. Или в другом месте сравнивал проповедников с горящей свечой.
В сегодняшнем отрывке мы слышим историю дев, которые ждут жениха. Они выходят к нему навстречу со светильниками, но он медлит. Время проходит и выясняется, что одни девы оказались мудрыми и имели запас масла на такой случай, в то время как у других такого запаса в нужный момент не оказалось — и масло стало заканчиваться. Для первых встреча с женихом была важна, она занимала их мысли, и они к ней готовились. Другие вели себя совершенно иначе, жили как придётся.
Вероятно, если бы жених не замедлил, масла хватило бы и тем, и другим, но это произошло. Плохо это или хорошо? В притче о талантах хозяин, который дал слугам поручение, возвращается после долгого отсутствия, и мы воспринимаем это как положительный момент. Почему? Потому что у работников есть время проявить себя. Ведь они не просто рабы, они соработники своего хозяина и должны иметь возможность поучаствовать в его деле. То же самое происходит с девами. Жених медлит и его промедление создаёт простор для того, чтобы они проявили себя, но они засыпают. В принципе это свидетельствует о том, что нет никаких идеальных людей, и, оставшись один, человек теряет бдительность.
Но вот жених пришёл, и задремавшие девы проснулись. Благодаря тому, что мудрые девы вдумчиво и внимательно походили к грядущей встрече, готовились к ней — им оставалось всего лишь поправить светильники для того, чтобы они горели, как следует. В свою очередь равнодушие к жениху неразумных дев обернулось тем, что масла у них не хватило. Их ресурсы были потрачены неправильно и с этим уже ничего нельзя было поделать.
В жизни люди получают самые разные навыки. Кто-то занимается ручным трудом, кто-то умственным... при этом нельзя забывать, что существует также труд духовный, в котором человек получает духовный навык. И важнейшей частью этого навыка является память о Боге и вдумчивое отношение к Нему, внимание к Его словам и заповедям. Если мы думаем о Боге, если помним Его слова, если стараемся исполнять Его волю, то даже если мы задремали, внутренне мы всегда будем готовы к встрече с Ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов