Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11,13-20,25-28,30-35

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. За две тысячи лет, которые существует христианство, некоторые образы, которые с ним связаны, стали настолько привычными, что люди обычно даже не задумываются о том, насколько вызывающе они на самом деле выглядят. Для того, чтобы понять это, достаточно попытаться ответить на простой вопрос: «Может ли с орудием казни быть связан праздник»? Ответом на этот вопрос пусть будет составной отрывок из 19-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 19.

6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Отрывок, который мы сейчас услышали, подчёркивает всю парадоксальность сегодняшнего праздника Воздвижения креста Господня, потому что в той информации, которую он передаёт, на первый взгляд нет ничего праздничного. Обезумевшая от злости толпа, подученная старейшинами, требует от Пилата казни Того, Кого совсем недавно была готова называть учителем. Пилат, побеседовав со Христом и не найдя в Нём вины, всё же отдаёт Его на ужасную и мучительную казнь, в результате которой Спаситель умирает. Причём описания суда и распятия довольно подробны и явно воспринимаются Евангелистами как нечто очень важное. Неслучайно Иоанн, текст которого мы сегодня читали, завершает описание происходящего словами: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили». О чём же это свидетельство? Во что должны поверить читатели? Исходя из текста — совершенно очевидно, что речь идёт о смерти Спасителя. Иоанн подчёркивает, что видел сам, как из Его пронзённых ребер истекла кровь и вода, что было подтверждением смерти их Учителя.

Но почему реальность смерти так важна для учеников? Почему в этом надо уверять других? Ответ очень простой: только умерший может воскреснуть. Если Христос просто впал в кому, если Он был без сознания и просто очнулся — значит никакой победы не произошло. Но если Он действительно умер, а потом они встретили Его живым — значит Он воскрес. Казнь преступника просто прекращает его жизнь. Именно к этому стремились враги Христа. Однако Он не был преступником и не был просто человеком, Он был Спасителем и Богочеловеком, для которого крест стал путём в опыт страдания и смерти всех людей. Но именно потому, что Господь в этот опыт вошёл, разделил его с нами и воскрес, мы взираем на крест не как на орудие казни, но как на знамя победы.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!