Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 11-16
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эпоху Ветхого Завета, в частности, тогда, когда Бог вывел израильский народ из Египта, задача, которая стояла перед ветхозаветным священством, была далека от той, которая стоит перед священством Нового Завета. Если мы призваны Богом к возвещению Царства Божия и к указанию пути к нему, то священники Ветхого Завета должны были сформировать из потомков праотца Иакова единый народ, который жил бы по закону Моисея. По этой причине священникам Ветхого Завета не был интересен отдельный человек, они обращались ко всему народу сразу, они были пастырями не человека, а народа. Пришествие Христа сломило это парадигму, и, как мы знаем, Спаситель обращался как к народу в целом, так и к каждому конкретному человеку, который встречался Ему во время земного служения. Евангелие свидетельствует, что Христос в общении с людьми никогда не действовал по единому для всех шаблону, каждая Его встреча с человеком — это всегда что-то новое, то, что проистекает из индивидуальных особенностей тех, к кому обращался Господь. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 7-й главы Евангелия от Луки, и этот отрывок говорит как раз об очень необычном, непривычном и в высшей степени индивидуальном подходе Христа к человеку.
Глава 7.
11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
Причину, по которой Спаситель воскресил сына Наинской вдовы, указал апостол и евангелист Лука: эта женщина была вдовой, а умерший сын был её единственным ребёнком. В совокупности же это означает, что у вдовы из Наина после смерти сына не осталось никого, кто мог бы о ней позаботиться, что усугублялось особенностями социального устройства Древнего Израиля, в котором женщина не была самостоятельным человеком, а потому не могла нормально жить без мужчины — отца, мужа или сына. Конечно, в том случае, если у женщины не осталось близких родственников мужского пола, о ней должен был позаботиться кто-то из других родственников, при этом довольно непросто представить ситуацию, когда вовсе никого не осталось, либо по каким-то причинам никто не был способен выполнить свой долг. Апостол Лука, конечно, не вдавался в эти подробности, но из самого факта наличия в Евангелии слов об отсутствии у женщины мужа и о том, что умерший был её единственным сыном, можно сделать вывод, что женщина попала в крайне затруднительное положение.
Христос спасает эту вдову, Он воскрешает её сына. Это чудо потрясает, ведь никто из современников Спасителя не видел ничего подобного, точно также, как с подобным не сталкивался никто из нас. Сам по себе возврат оттуда, откуда вернуться невозможно, поворот естественного течения физических процессов вспять, — за пределами нашего постижения. И вместе с этим, сталкиваясь с преждевременными смертями кого-то из наших родных и близких, мы не можем не думать о евангельских историях чудесных воскрешений и исцелений, и не можем не задаваться вопросом: почему же сейчас Христос не пришёл и не помог, почему Он не совершил чуда над теми, кого мы любим?!
Если мы верим в Бога и Богу, то ответ может быть только одним: так лучше. В случае с сыном Нианской вдовы лучшим было возвращение её ребенка к временной жизни, в случае с исцелёнными Христом во время Его земного служения и после Вознесения — благом было исцеление, ну а если Христос, как кажется, не отреагировал на наши слёзные сердечные молитвы, то и это — лучшее.
Бог, как восклицали увидевшие чудо воскрешения сына вдовы люди, «посетил народ Свой». Посетил Он не только народ Израиля, Он посетил человечество, и Он пребывает с нами. Сам факт пребывания Бога с нами должен вселять в нас веру в Его всеблагой промысел, в то, что любые действия Бога, которыми Он отвечает на наши молитвы, — благо, причём благо совершенное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов