Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 14-30. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 25, стихи 14-30

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Каждого из нас когда-нибудь проверяли: в школе и в вузе смотрели как мы усвоили знания, в поликлинике, как мы заботимся о своём здоровье... Но кто и когда проверяет состояние нашей души и то, как мы над ней работаем? Христос отвечает на этот вопрос в 25-й главе Евангелия от Матфея, отрывок из которой звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 25.

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,

25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Притча, которую мы сейчас услышали, как и большинство притч Христа, носит бытовой характер. Однако за бытовыми реалиями скрываются реалии духовные. Для людей, которые знали ветхозаветную традицию, было очевидно, что хозяин имения — Бог, а рабы — люди, которым Он поручает мир. И не только мир, но и их самих, потому что за внешним совершенствованием в Писании всегда скрывается призыв к совершенствованию внутреннему.

Итак, хозяин отправляется в чужую страну и оставляет рабам разное количество талантов, которые они должны были преумножить, потрудившись и проявив творческие способности.

Живя в обществе, мы встречаемся с разными людьми: верующими и неверующими, религиозно одарёнными и, как нам кажется, бездарными. Однако из слов Христа становится очевидным, что людей религиозно бездарных не существует. Есть по-разному одарённые, но бездарных нет. Каждому из рабов хозяин поручает разную часть своего имения и нет того, кому не над чем было бы трудиться.

Если мы читаем Евангелие как книгу, которая написана для нас и про нас, мы должны задуматься, что эта притча говорит нам?

Думаю, во-первых, она обнадёживает. Ведь выходит, что у каждого есть дар, которым он может послужить Богу. Кто-то физическим трудом, кто-то словом, а кто-то молитвой. Из самой притчи очевидно, что количество сил и способностей может быть разным. Их бывает больше или меньше, но при равном усилии — награда равна, так как у каждого своя мера. Напёрсток меньше стакана и, если наполнить его водой, её будет меньше, чем в стакане, но в свою меру напёрсток будет полным. Каждый получает награду соответственно талантам, которые ему даны, с него не спрашивается больше. Более того, Бог учитывает не только субъективные возможности человека, но и объективные обстоятельства, которые помогают или мешают ему на пути духовного роста. Да и возвращается хозяин в притче «по долгом времени», дав рабам возможность реализовать свои таланты.

И всё же эта притча не только обнадёживает, но и призывает к ответственности. Из неё следует, что ни один человек не должен думать, что перед ним не стоит никакой задачи, что от него никто ничего не ждёт и Бог его ни о чём не спросит. С того, кому мало дано, не спросится так же, как с того, кому дано много, но спросится несомненно.

Испугавшись хозяина, лукавый раб сознательно преувеличивает его строгость, чтобы иметь большее оправдание. Звучит это странно, но и в реальной жизни часто приходится слышать: «Раз Богу нужны только безгрешные, а мы „простые люди“ такими не являемся, зачем вообще к чему-то стремиться»? Но это неправда. Богу нужны все. Другое дело, что Он не может заставить нас работать над собой... С тем же, кто отзывается на Его призыв, Он готов разделить радость бытия в сотворённом Им мире.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!