Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 1-10. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 1-10

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Евангелии есть те фрагменты, из которых можно без особого напряжение сделать те или иные практические нравственные выводы, в нём также есть фрагменты противоположного свойства: в них рассказываются некие истории, и на первый взгляд не совсем понятно, какого рода выводы можно сделать из этих историй. Пример второго рода мы можем услышать сегодня в православных храмах во время божественной литургии, за которой звучит отрывок из 8-й главы Евангелия от Марка. Это история, одна из многих историй о земном служении Христа Спасителя. Давайте послушаем её.

Глава 8.

В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им:

жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.

Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.

Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?

5 И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.

6 Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.

7 Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.

8 И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.

9 Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.

10 И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.

Вряд ли можно найти человека, который вырос бы в стране, сформированной христианской культурой, и при этом не знал историю о насыщении Христом Спасителем четырёх тысяч человек в пустынном месте семью хлебами и небольшим количеством рыбы, тем более, что на страницах Евангелия эта история рассказывается несколько раз, её с небольшими отличиями повторяют все четыре евангелиста, ну а в Евангелии от Марка мы находим две таких истории, которые рассказываются практически друг за другом: первая содержится в конце 6-й главы, а вторая в начале 8-й. Одним словом, история известная, а потому складывается ощущение, что с ней всё понятно: Христос, будучи Воплощённым Богом, совершает чудо умножения вещества, в данном случае — хлеба и рыбы. В рамках Священного Писания в таком умножении нет ничего необычного, достаточно вспомнить рассказ из Третьей книги Царства, в котором идёт речь о пророке Илие и вдове из Сарепты, вдова помогла пророку, она отдала ему последнее съестное в своём доме, взамен же она получила неистощимый источник масла и муки: «И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом её несколько времени» (3Цар. 17:13–14).

По сути дела, Христос повторяет то чудо, которое совершил Илия. Но повторяет его Спаситель несколько раз, и оно затрагивает не какого-то одного человека, а сразу несколько тысяч, что делает чудо Христа более явным и более масштабным. Очевидно, что само это чудо указывает на превосходство Христа Спасителя над всеми праведниками Ветхого Завета, и любой человек, который знаком со Священным Писанием, с лёгкостью это заметит. Те, кто был тогда рядом со Христом, знали Писание, а потому они понимали, что перед ними Тот, Кто выше всех, перед ними Сам Бог.

Христос мог бы ни у кого ничего не просить. Он мог бы просто сотворить вещество — достаточное количество хлебы и рыбы. Но Он поступил иначе: Он сделал так, что каждый стал совершителем этого чуда. Здесь мы снова видим отсылку к событиям Третьей книги Царства: пророк Илия не просто помолился о вдове из Сарепты, и тем самым умножил её продуктовые запасы, Илия попросил отдать ему последнее, и именно это странное и по земным меркам опрометчивое действие вдовы стало залогом совершения чуда.

И история Третьей книги Царств, и евангельская история показывают, что для благого вхождения Бога в жизнь человека требуются вера и способность быть готовыми без оглядки отдать последнее. Так поступила вдова из Сарепты, так поступили люди в пустыне. Они просто поверили, и отдали. Вдова отдала последнее от отчаяния, люди в пустыне — скорее из любопытства, но конечный итог один — все стали свидетелями проявления силы Божией в своей жизни.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!