Евангелие от Марка, Глава 7, стихи 14-24. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 7, стихи 14-24

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Опыт показывает, что самый волнующий наших воцерковлённых собеседников вопрос во время многодневных постов заключается в том, каким образом сделать пост приятным, таким, чтобы в нём было как можно меньше пищевых ограничений, таким, чтобы ограничения как можно меньше чувствовались. Нам повезло, мы живём в эпоху, в которую технологии позволяют создавать совершенно замечательные суррогаты, к примеру, соевые заменители мяса, растительные протеины и многое тому подобное. Если позволяет финансовое положение, то можно любой пост провести так, чтобы он с гастрономической точки зрения почти не ощущался. Но этого ли ждёт от нас Бог? Ответ мы можем попытаться найти в 7-й главе Евангелия от Марка, отрывок из которой сегодня звучит во время божественной литургии в православных храмах.

Глава 7.

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:

15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.

18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?

19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.

20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.

21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,

22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,

23 всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.

Речь Христа к народу совершенно недвусмысленно свидетельствует об отношении Спасителя к каким бы то ни было пищевым ограничениям: Он призывал Своих последователей обращать внимание не на то, что входит в человека в качестве пищи, а на то, что исходит из нас, то есть на конечный продукт нашей интеллектуальной и духовной деятельности. Вполне очевидно, что между первым и вторым есть связь, но эта связь не является жёстко обусловленной, а потому строгий постник может оказаться не менее строгим ригористом по отношению к другим людям, ну а тот, кто не соблюдает никаких постов, может быть очень добрым и понимающим человеком, свободным от зависти и осуждения. С такой же степенью вероятности можно встретить и противоположную картину.

Но несмотря на это, Церковь настаивает на том, что в жизни христианина должны присутствовать ограничения, в том числе и в пище. Чаще всего мы склонны рассматривать такие ограничения исключительно как дисциплинарные: через повиновение церковному уставу мы учимся повиноваться Самому Богу. Такая точка зрения вполне справедлива, но она не является полным и совершенным ответом на вопрос о необходимости воздержания.

Дело здесь в том, что воздержание от пищи или же от её определенных видов на страницах Священного Писания никогда не описывается как самоценный процесс, более того, о воздержании Писание никогда не говорит без его связи с молитвой, причём молитва всегда поставляется на первое место: не просто «пост», и не «пост и молитва», а «молитва и пост». Получается, что пост — это вспомогательное средство для молитвы, ну а молитва необходима для того, чтобы научиться чувствовать и понимать волю Божию, а также иметь решимость ей следовать. При этом воля Божия имеет два основных выражения: она относится ко всему человечеству, и она же имеет отношение к конкретному человеку, и зависит от обстоятельств его жизни. Христос в Своей речи через отрицательный пример упомянул ту волю Божию, которая распространяется на всех без исключения: из наших сердец не должны исходить «злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». Для того, чтобы суметь всего этого избежать, нужно научиться подчинить свою волю воле Божией, а это невозможно без молитвы, подкреплённой постом, и без постоянной проверки своей совести Словом Божиим.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!