Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 54-56; Глава 7, стихи 1-8. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 54-56

Евангелие от Марка, Глава 7, стихи 1-8

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Евангелие наполнено рассказами о том, что Иисус из Назарета проявлял Себя через действия как Бог: Он воскрешал умерших, исцелял безнадёжно больных, менял свойства материи, а в некоторых случаях и творил новое, к примеру, глаза от рождения слепому человеку. Одной из целей евангелистов было показать, что Иисус из Назарета и есть долгожданный Мессия — Воплощённый Бог, поэтому евангелисты не скупились на описания чудес. Свидетелями совершённых Христом знамений были очень многие люди, и эти люди тоже должны были утвердиться в мысли, что перед ними не простой человек, перед ними Тот, Кто, как минимум, находится в теснейшем общении с Богом и потому способен творить ранее невиданные чудеса, а раз так, то стоит не только удивляться увиденному, но и слушать этого Человека. Однако Евангелие свидетельствует, что в большинстве случаев дальше удивления от чудес дело не шло, люди не спешили становиться учениками Христа. Одно из таких свидетельств содержится в 6-й и 7-й главах Евангелия от Марка, отрывок из которых звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 6.

54 Когда вышли они из лодки, тотчас жители, узнав Его,

55 обежали всю окрестность ту и начали на постелях приносить больных туда, где Он, как слышно было, находился.

56 И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.

Глава 7.

1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,

2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.

3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;

4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.

Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?

Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,

7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

Ни апостол Марк, ни другие евангелисты не сочли необходимым зафиксировать точное количество исцелённых Христом людей за всё время Его земного служения. Конечно, есть те евангельские места, в которых подсчитаны получившие помощь люди: к примеру, так сделано в рассказе о десяти прокажённых, указано и число накормленных в пустынном месте. Но суммарное число воскрешённых, исцелённых и накормленных нам неизвестно, можно лишь сказать, что таких людей было несколько тысяч, что для сравнительно малочисленного Израиля очень много. По причине множества получивших помощь весть о Христе распространялась молниеносно, и к Нему стекались всё новые и новые люди, и все они видели одно и то же: Христос совершает удивительные чудеса, а Его слова несут в себе невероятную силу, способную преображать человека.

Но по какой-то неведомой причине Его слова убеждали не всех, оставались те люди, которые были не способны выстроить простую логическую цепочку: если этот Человек делает нечто невероятное, то и относиться к Нему стоит не так, как к обычному человеку, не стоит к Нему и предъявлять формальных требований, напротив, стоит эти требования пересмотреть в контексте действий этого Человека. Тех, кто не смог увидеть в Иисусе из Назарета долгожданного Мессию, безумно жаль, ведь это свидетельствует о какой-то невероятно глубокой внутренней повреждённости, с которой люди не только не хотели бороться, они её и вовсе не замечали, тогда как со стороны она кажется очевидной.

Ставить кому-либо непрошенные диагнозы — дело неблагодарное, но в случае евангельских фарисеев и книжников диагноз поставил Сам Бог, Который видит сердце человека и знает о побудительных мотивах любого нашего действия, в данном случае этот диагноз именуется лицемерием: «Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия» (Мк. 7:6). Далее же Спаситель раскрыл, в чём именно проявлялось лицемерие этих людей: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мк. 7:6–7). Из этой Христовой фразы можно сделать вывод о том, что стремление к почитанию Бога при определённых условиях может выродиться во внешнее начётничество. И такое, действительно, происходит, причём коснуться это состояние может абсолютно любого верующего человека, в какой-то момент может оказаться, что нам интереснее не воля Божия, не общение с Ним, а внешние атрибуты жизни по вере: многочасовые молитвы без погружения ума и сердца в произносимые слова, посты без стремления очистить душу искренним покаянием, внешний благочестивый вид без внутреннего содержания. Окружающие видят лишь внешнее, и этого будет казаться достаточным. Господь Иисус Христос восстаёт против такого образа жизни по вере, из Его слов мы можем сделать вывод, что внешнее богопочитание — это вовсе не то, чего ждёт от человека Бог. Бог хочет, чтобы внешнее благочестие стало выражением внутреннего состояния живого общения с Ним, которое можно достичь только тогда, когда есть предельное внимание к словам Бога, обращённым лично к каждому из нас.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!