Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 15-22. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 22, стихи 15-22

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В чём опасность лукавства и лживости для духовной жизни человека? Ответ на этот вопрос звучит в том отрывке из 22-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 22.

15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;

17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

20 И говорит им: чье это изображение и надпись?

21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

Характерная черта фарисеев, о которой нам постоянно говорит Евангелие, — это лукавство. Лукавство — это хитрость, коварство, лживость. Ситуация, описанная сегодня, — яркая иллюстрация этого недуга религиозных лидеров иудеев. Они пытаются поставить Спасителя в безвыходное положение. Если скажет, что можно давать подать — Он враг отеческой веры. Если скажет, что нельзя — он враг Рима и мятежник. Как ни крути, везде тупик. Однако Господь мудро решает эту сложную задачу, подчёркивая Своим ответом, что фарисеи мыслят слишком по земному, их преставления о духовной реальности абсолютно несостоятельны.

Важно понимать здесь одну вещь. Фарисеи не были сказочными злодеями. Для них самих то лукавство, которое они используют против Спасителя, — это вынужденная мера. Они боялись, что люди поверят Христу, пойдут за Ним, поднимут бунт против Рима и прольётся невинная кровь. И в своей системе координат они были правы. Они видели в себе спасителей народа от расправы и хранителей традиций веры от лжеучения. Поэтому их подлинное лукавство не столько в том, что они задают Христу коварные вопросы, а, скорее, в том, что они не видели, как далеко отошли от Бога. Как глубоко погрузились в ту иллюзию духовной жизни, которую сами нарисовали в своём сознании. Их ложь — это в первую очередь ложь самим себе. Невидение своего подлинного духовного состояния. Непонимание того, что они живут в вымышленном мирке. Поэтому лжецами они были с точки зрения вечности. Для окружающих и для самих себя они были честными и благородными людьми, т.к. стремились очень тщательно исполнять религиозный и гражданский закон.

Подобное лукавое состояние души — опасность, которая подстерегает всякого человека. Говорят, самая страшная ложь — это та, в которую искренне верит сам лжец. В христианской аскетической традиции подобную лживость нередко называют прелестью. Человек становится заложником иллюзий о самом себе. Он не воспринимает критику. Он считает, что его версия реальности самая верная. У него есть чёткие ответы на все вопросы. Он отказывается видеть себя со стороны. Отказывается пересматриваться свои взгляды, подвергать сомнению свои установки. Он перестаёт задавать самому себе неудобные вопросы, которые могут вывести его за пределы собственного мира. Он искренне убеждён, что его воззрения не противоречат ни традиции веры отцов, ни Священному Писанию. Формально это может быть и так. Но противоречие здесь в главном. Самой по себе вере в Бога чужд дух самоуверенности и непогрешимости. Подлинная вера — это постоянное развитие, а, следовательно, пересмотр собственных убеждений и представлений о взаимоотношениях с Богом и о том, как именно Бог действует в моей судьбе, судьбе моих близких и судьбах этого мира. Прекрасно здесь подходит сократовская аналогия: чем больше расширяется сфера моего знания, тем шире границы моего незнания. Поэтому философ и говорил, что чем больше я знаю, тем меньше я знаю. И в итоге он всегда предпочитал молчание: ведь единственное, что я могу знать на сто процентов, так это то, что ничего не знаю окончательно. Так же и в духовной жизни. Чем ближе человек к источнику вечности, чем глубже он погружается в этот Океан, тем большая бездна непознаваемости Бога и Его таинственного Промысла открывается перед ним. Тем больше он предпочитает молчание о Боге и о себе.

Именно поэтому христианская традиция делает такой акцент на внутренней работе. Духовная жизнь — это непрестанное разоблачение себя лукавого. Себя, который постоянно создаёт в собственной голове ложные преставления о собственном «я». И вместе с этим это поиск себя настоящего при помощи исполнения Евангельских заповедей. Это поиск того себя, кто живёт не по собственной правде, которая есть ни что иное, как одна из версий реальности. Это поиск того себя, кто живёт Истиной. Истиной с большой буквы. Истиной, которая есть Христос Бог. Бог вечный, неизреченный и непознаваемый в Своём Божестве. О Котором меньше подобает говорить, но больше молчать.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!