Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 16-22. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 16-22

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, о том, что такое власть — и, если вы достаточно неплохо владеете английским языком, заводила ли вас в тупик очевидная нетождественность русского слова «власть» и английского слова «power» — вроде как бы одинаковых на первый взгляд — а на деле — совсем не таких? Ключ к этому вопросу нам даёт сегодняшнее чтение из 1-й главы Евангелия от Марка — давайте послушаем.

Глава 1.

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;

20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Английское слово «power» и его эквиваленты в немецком, французском, испанском и других — происходят от латинского существительного «potestas», означавшем «мочь» или «способность». В основе лежит глагол «potere» — «быть способным сделать что-то». Для римлян «potentia» — это возможность или способность человека или вещи воздействовать на другого человека или вещь.

В русский язык слово «власть» пришло из старославянского, где оно имело изначальный вариант «волость» и означало «область, территория». Весь широкий куст славянских языков — и болгарский, и чешский, и словацкий, и польский, а также латышский и литовский — вращаются вокруг «волости» как «володения»: это удел или княжество под одной верховной властью. И вот, наконец, мы подошли к самому главному: именно в нашем языке содержание слова «власть» сильно зависит от того, какой именно союз будет находиться далее: потому что одно дело — это «власть для» — и совсем иное — «власть над». И как бы хотелось, чтобы они всегда пересекались! Но — это скорее мечты, отложим пока их в сторону и вернёмся к Евангелию.

Чем же прежде всего отличается «власть для» от «власти над»? Тем, что «власть для» допускает существование власти, в котором объекта власти... просто нет, «властвующий» по факту ничем и никем не обладает. «Власть для» — это о служении. «Власть над» — это про обладание. Ну как, уже догадались? Кто «власть имеющий» из сегодняшнего чтения «ничем и никем не обладал»? Правильно, Господь наш Иисус Христос.

И только теперь становится понятным то искреннее изумление слушателей, которые никак не могли взять в толк: как это может быть, когда человек с такой невероятной властью слова — даже не пытается перевести её во «власть над»?

А ответ — очень простой. А зачем Сыну Божию, Которым сотворены времена и пространства нашего мира — опускаться до наших, земных, властных игр? Весь мир — и так Его. Кроме одной небольшой территории хронических и непокорных мятежников — территории наших сердец. Но парадокс в том, что Он Сам, ещё давным-давно, при творении, обозначил именно эту территорию — абсолютно неприкосновенной. Бог может замедлить или ускорить ход небесных светил, создать ещё одну Вселенную — а то и мириады иных миров — а вот «прорвать оборону» нашего сердца Он никак не может! Представляете, какие мы с вами... неприступные?

К чему я веду. Всё Евангелие — о том, как Христос раскрывает перед нами, людьми, Свою безграничную «власть для» — полностью игнорируя Свою «власть над». Он реализует Свою «власть для» во всей силе и мощи: позволяет злу восторжествовать — чтобы в корне истребить сам источник зла из бытия, Своим Воскресением сносит все адовы темницы, Своим Вознесением открывает путь к Богу Отцу для каждого верного христианина, Духом Святым снова и снова «исцеляет немощствующее и наполняет оскудевающее». И, представляете, всё это делает — мгновенно останавливаясь перед дверями нашего сердца. Никогда не вламывается — а только деликатно постукивая в дверь — а вдруг наконец-то откроют?...

Вот почему так важно хотя бы иногда приостанавливаться, утишать бурный поток дел и переживаний — и просто слушать: где Ты, Господи? Или я снова пропустил Твой очередной призыв?


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!