Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 16-22
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, о том, что такое власть — и, если вы достаточно неплохо владеете английским языком, заводила ли вас в тупик очевидная нетождественность русского слова «власть» и английского слова «power» — вроде как бы одинаковых на первый взгляд — а на деле — совсем не таких? Ключ к этому вопросу нам даёт сегодняшнее чтение из 1-й главы Евангелия от Марка — давайте послушаем.
Глава 1.
16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;
20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
Английское слово «power» и его эквиваленты в немецком, французском, испанском и других — происходят от латинского существительного «potestas», означавшем «мочь» или «способность». В основе лежит глагол «potere» — «быть способным сделать что-то». Для римлян «potentia» — это возможность или способность человека или вещи воздействовать на другого человека или вещь.
В русский язык слово «власть» пришло из старославянского, где оно имело изначальный вариант «волость» и означало «область, территория». Весь широкий куст славянских языков — и болгарский, и чешский, и словацкий, и польский, а также латышский и литовский — вращаются вокруг «волости» как «володения»: это удел или княжество под одной верховной властью. И вот, наконец, мы подошли к самому главному: именно в нашем языке содержание слова «власть» сильно зависит от того, какой именно союз будет находиться далее: потому что одно дело — это «власть для» — и совсем иное — «власть над». И как бы хотелось, чтобы они всегда пересекались! Но — это скорее мечты, отложим пока их в сторону и вернёмся к Евангелию.
Чем же прежде всего отличается «власть для» от «власти над»? Тем, что «власть для» допускает существование власти, в котором объекта власти... просто нет, «властвующий» по факту ничем и никем не обладает. «Власть для» — это о служении. «Власть над» — это про обладание. Ну как, уже догадались? Кто «власть имеющий» из сегодняшнего чтения «ничем и никем не обладал»? Правильно, Господь наш Иисус Христос.
И только теперь становится понятным то искреннее изумление слушателей, которые никак не могли взять в толк: как это может быть, когда человек с такой невероятной властью слова — даже не пытается перевести её во «власть над»?
А ответ — очень простой. А зачем Сыну Божию, Которым сотворены времена и пространства нашего мира — опускаться до наших, земных, властных игр? Весь мир — и так Его. Кроме одной небольшой территории хронических и непокорных мятежников — территории наших сердец. Но парадокс в том, что Он Сам, ещё давным-давно, при творении, обозначил именно эту территорию — абсолютно неприкосновенной. Бог может замедлить или ускорить ход небесных светил, создать ещё одну Вселенную — а то и мириады иных миров — а вот «прорвать оборону» нашего сердца Он никак не может! Представляете, какие мы с вами... неприступные?
К чему я веду. Всё Евангелие — о том, как Христос раскрывает перед нами, людьми, Свою безграничную «власть для» — полностью игнорируя Свою «власть над». Он реализует Свою «власть для» во всей силе и мощи: позволяет злу восторжествовать — чтобы в корне истребить сам источник зла из бытия, Своим Воскресением сносит все адовы темницы, Своим Вознесением открывает путь к Богу Отцу для каждого верного христианина, Духом Святым снова и снова «исцеляет немощствующее и наполняет оскудевающее». И, представляете, всё это делает — мгновенно останавливаясь перед дверями нашего сердца. Никогда не вламывается — а только деликатно постукивая в дверь — а вдруг наконец-то откроют?...
Вот почему так важно хотя бы иногда приостанавливаться, утишать бурный поток дел и переживаний — и просто слушать: где Ты, Господи? Или я снова пропустил Твой очередной призыв?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов