Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 9-15
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Чем старше становишься — тем с большим удивлением наблюдаешь за временем: какое оно — разное. В молодости казалось, что время — это всего лишь ресурс, которым ты сам распоряжаешься, как хочешь. Сейчас — отношение к времени вообще другое. Потому что время перестало быть однородным, ровным — оно то подобно широкой медленно текучей реке, то оказывается горным потоком, сносящем всё на своём пути — то вдруг оборачивается застоявшимся болотом, из которого, кажется, уже никогда не выбраться.
Но бывают такие моменты, когда время словно превращается в огонь — и тот, кто это вовремя поймёт, может начать использовать его с огромной пользой. Об одном таком моменте и говорит сегодня 1-я глава Евангелия от Марка. Давайте послушаем!
Глава 1.
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
В тексте есть ключевая фраза, которая относится к пришествию в мир Христа Спасителя — «πεπλήρωται ὁ καιρὸς» — «исполнилось время». В греческом тексте использован глагол «πληρόω» — «наполнять», «завершать». Чтобы размышлять дальше, нам необходимо понять ещё два важных термина, на русский переводимых одинаково как «время»: χρόνος и καιρὸς. Первое слово — χρόνος — это время как протяжённость, длительность, нить, на которую нанизываются события в их хронологической последовательности. Второе — καιρὸς — время как определённая мера, пора, срок или подходящий момент. Наша поговорка «время не ждёт» — именно об этом. «Куй железо, пока горячо» — то же самое. Или, например, возглас — «Ну и времена нынче!» Это всё о «καιρὸς». Интересна этимология этого слова: оно происходит от праэллинского глагола κερρω — которое наиболее хорошо сохранилось в древнеармянском в виде kʿerem — «царапать». В древнегреческом κείρω — коротко стричь волосы, обрезать. То есть «καιρὸς» — это, прежде всего, о пределах, границах — а не о бесконечной протяжённости.
Богослужебное чтение Евангелия всегда начинается со слов «Τῷ καιρῷ ἐκείνῳ» — «Во время оно». Самое занятное, что на русский эту кажущуюся понятной фразу перевести крайне сложно: потому что, как мы выше сказали«, καιρὸς — это не просто указание на «когда-то», это особое время, выделенное из «хроноса» как время исключительной важности и плотности — когда по земле ходил Своими ногами Сам Сын Божий в человеческом теле.
Очень хочется донести важность прозвучавших евангельских слов через простой образ: «исполнилось время» — это о том, когда в старинный звонкий бокал было до краёв налито ароматное вино — без которого бокал так и остался бы всего лишь стекляшкой. Но и само вино именно в этом бокале заиграло всеми оттенками вкусов, раскрылось — и в Евангелии звучит призыв: подходите, пробуйте, вкушайте — такого ни до, ни после не было и не будет! Вот почему во время богослужения нас снова и снова возвращают «во время оно» — когда бокал был полон, «времена исполнены».
Все человеческие «времена» — начиная с самого первого момента сотворения человека — были непрекращающимся процессом пересоздавания этого «бокала». Расплавлялся один — выдувался другой. И так — тысячелетиями. Человечество чувствовало, что «бокал» его человечности — создан не ради себя самого, а чтобы быть заполненным — но вот чем — оставалось только фантазировать. И вот, однажды — «во время оно» — бокал человеческой природы наполнился, «исполнился» Сыном Божиим — и только с этого момента мы ясно знаем и понимаем, что значит — быть Настоящим Человеком, Кто Это и Каков Он.
Вот почему так важно регулярно читать Евангелие, почаще ходить на службу — чтобы снова и снова всматриваться в этот образ нашего Самого Лучшего Человечества — который и дан нам в светлом облике Христа Спасителя!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов