Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 13-22
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии немало тех слов Христа, которые были обращены к совершенно конкретным людям по тем поводам, о которых мы сегодня имеем лишь самое общее представление. К таким евангельским местам неизбежно возникают вопросы: а как нам их понимать? И вообще стоит ли обращать на них особое внимание, если они имели лишь частное значение? С церковной точки зрения, любое Христово слово — назидательно и никогда не утратит свой смысл, оно будет актуально для всех поколений христиан. Церковь этот принцип использует по отношению вообще к любому отрывку Священного Писания: всё Писание имеет смысл, а понимание зависит от используемого метода толкования. Сегодня за литургией в православных храмах читается отрывок из 23-й главы Евангелия от Матфея. Этот отрывок как раз из тех, которые были обращены не к человечеству вообще, а к совершенно конкретным людям.
Глава 23.
13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
«Книжники и фарисеи» — вот те люди, к которым обращался Христос. Книжники и фарисеи представляли собой две религиозных партии Древнего Израиля, в настоящее время они не существуют, как не существует и Древний Израиль. Конечно, у нас довольно много исторических сведений об этих людях, так, мы знаем, что и первые, и вторые в высшей степени трепетно относились к Пятикнижию Моисея, к книгам пророков, к учительным библейским книгам и к толкованиям авторитетных раввинов. И первые, и вторые всеми силами стремились исполнять библейский закон во всей его полноте, они боялись в чем бы то ни было нарушить постановления книг Моисея. Проблема же заключалась в том, что мир изменился. Мир Пятикнижия — это одно, мир Израиля эпохи владычества Римской империи — совсем другое. Моисей давал свои разъяснения закона Божия в одной политической, экономической, социальной и технологической обстановке, а книжники и фарисеи жили в другой. Конечно, они это прекрасно понимали, понимали они и то, что очень многие законы с течением времени могут утратить свою актуальность, но при этом закон Божий непреложен и его каким-то образом надо исполнять, следовательно, надо найти некое новое прочтение закона, такое, которое соответствовало бы реалиям изменившегося мира. И эти люди находили такое прочтение. К сожалению, иногда оно было довольно причудливым, и искажало суть библейского закона настолько, что за этими искажениями смысл закона переставал быть виден.
Возвещая горе книжникам и фарисеям, Христос упомянул лишь некоторые искажения божественного закона.
К примеру, Он упомянул клятву золотом храма и самим храмом. Храмом, с точки зрения книжников и фарисеев, клясться было можно, а золотом — нет. Если мы заглянем в книги Моисея, то нам в общих чертах станет понятным откуда проистекало такое воззрение: во время жизни Моисея и несколько столетий после него у израильского народа вовсе не было никакого храма, а самой главной святыней был Ковчег Завета. Этот Ковчег был богато украшен драгоценными металлами, исследователи Библии спорят относительно того, был ли он полностью золотым, но никто не подвергает сомнению его общую немалую стоимость. Относительно Ковчега Завета существует немало постановлений Моисея, суть же их можно свести к тому, что Ковчег — высшая сакральная ценность, об этом должно было свидетельствовать и само его техническое исполнение с украшением. Но Ковчег Завета бесследно исчез во время завоевания Иерусалима Вавилоном, соответственно, его не было в том Иерусалимского храме, который посещал Христос и Его современники. В этой ситуации возник вполне закономерный вопрос: а что считать самой главной святыней? Дальнейший ход мысли можно реконструировать так: если Ковчег был золотой, то и основная святыня — золото храма. Вроде бы все стройно. Но за этой стройностью исчезло понимание того, что Бог не в золоте, и даже не в храме, при том, что именно храм в ситуации отсутствия Ковчега был основной святыней израильского народа.
Конечно, к нам это все не имеет прямого отношения, Христовы слова призваны напомнить, что подобные искажения восприятия святыни могут произойти с любым человеком и в любую эпоху, а потому надо в высшей степени внимательно относиться к тому, что мы для себя самих определяем как святыню.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов