Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 43-46
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Многим из нас принятие другого и уважение его позиции кажется очевидной ценностью. Но так ли это с точки зрения Евангельской или наши современные подходы отличаются от того, что мы слышим от Христа? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 21 главы Евангелия от Матфея, которое читается сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте его послушаем.
Глава 21.
43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.
Отрывок, который мы сегодня услышали очень небольшой и, конечно, требует некоторого введения в контекст. Он является окончанием довольно долгой беседы Спасителя с первосвященниками и старейшинами, которые пытались понять, какой властью Он изгоняет торговцев из храма, и кто дал Ему эту власть. Они задали вопрос по сути, но совершенно не были готовы к тому, чтобы расслышать ответ. Наверное, их удовлетворила бы ссылка на какого-нибудь римского чиновника, который поручил Ему навести порядок в храме. Однако для Христа вопрос о том, какой властью Он делает то, что делает — это вопрос о том, Кто Он. Поэтому в ответ они слышат от Него две явно обличающие притчи. Их суть сводилась к тому, что вместо того, чтобы исполнять Божье повеление, они занялись своими делами и даже отвергли мессию. Отвергли Того, Кто был краеугольным камнем всего ветхозаветного богословия. Собственно, весь Ветхий Завет был заключен для того, чтобы подготовить людей к принятию Спасителя. Как же в таком случае охарактеризовать тех, кто именно этого сделать и не захотел? Как людей, отказавшихся от своего предназначения и находящихся в прелести и самообмане. Их состояние явно гибельное, поэтому в разговоре с ними Христос прямо говорит: отнимется от вас Царство Небесное и будет дано тому народу, который будет приносить плоды.
Люди, с которыми Он говорит, столетиями жили мечтой о Мессии и Царстве Божием. В отличие от самых разных язычников, они соблюдали заповеди, ограничивали себя во многом, неужели они заслужили столь жесткое отношение? Может быть, можно было как-то мягко указать им на их ошибки? Желая понять логику Христа, представим себе, что больной приходит к врачу, который изучил его состояние и точно поставил диагноз. Естественно, любому человеку не хочется болеть. Или, если уж он точно болен, хочется, чтобы диагноз был не смертельным. Но как мы отнесемся к врачу, если он будет поддакивать пациенту и идти у него на поводу? Если на вопрос: «доктор, а может быть я не болен»? Мы услышим: «Может быть, и не больны. Ваше мнение тоже имеет право на существование, и мы его ценим». Любой здравомыслящий человек, услышав такой ответ, больше никогда к такому врачу не пришел бы. Ведь для выздоровления нам важно знать реальное положение вещей, а не просто выдавать желаемое за действительное. Нам много чего может хотеться, но каково наше состояние на самом деле, вот в чем вопрос.
Христос говорит с фарисеями как говорит с пациентами хороший врач. Они лишаются Царства Небесного не потому, что Бог жесток или люди просто Ему не нравятся. Царство нельзя просто дать или отнять, ведь оно плод праведной жизни и исполнения заповедей. Слова Спасителя могут показаться строгими, но на самом деле они просто правдивы. Он прекрасно знает, что правда не понравится его слушателям, но, если они будут ее знать, у них по крайней мере будет шанс увидеть себя настоящими и совершить правильный выбор.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов