Евангелие от Иоанна, Глава 15, стихи 17-27
Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 1-2
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Мы часто учим детей правилам поведения, говорим им как можно поступать и как поступать нельзя. Но какова конечная цель нашего воспитания? И какова цель Бога, когда Он воспитывает нас? Ответ на этот вопрос прикровенно содержится в отрывке из 15 и 16 глав Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
Глава 16.
1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Когда мы воспитываем своих детей, мы просим их соблюдать определенные правила. Мы так и говорим: не прыгай с большой высоты, можно разбиться, не трогай — это горячее — можно обжечься. Все эти слова — форма нашей заботы, которой мы стараемся окружить детей, чтобы их жизнь была счастливой и спокойной. В то же время, представления о счастье у детей и взрослых могут значительно отличаться. Ребенок, капризничая, может называть счастьем то, в чем взрослый будет видеть опасность для жизни. Именно поэтому взрослые советы иногда кажутся детям преувеличением и излишней строгостью. Именно поэтому дети с бОльшей охотой прислушиваются к сверстникам, которые поддерживают их капризы. И родителям приходится прикладывать усилия, для того чтобы доказать детям, что правильный путь не всегда совпадает с тем, чего им хочется.
Бог — наш Отец. Значит, заповеди — это советы, которые помогают жить в Его мире. На первый взгляд может показаться, что здесь не о чем спорить, настолько для верующих все это очевидно. Но как тогда совместить с этим сегодняшний отрывок? Если в нем Спаситель подробно объясняет ученикам, что они повторят Его трагическую судьбу в мире. Как Его гнали, так их будут гнать, как Его ненавидели, так их будут ненавидеть. Стоит ли становиться учеником Человека, которого гонят? Стоит ли повторять за Ним, если Его советы вызывают такую реакцию? И самое главное, если это советы Бога, который заботится о своих детях, почему же они приводят к таким последствиям?
Ответ довольно прост. Заповеди — это правила Божьего мира и мирозданью они не противоречат. Но люди извратили Божий мир и захотели жить по-своему. Христос пришел, чтобы вернуть нас к исполнению замысла Творца, но это возвращение оказывается не таким простым, как кажется. Мир живет так как ему хочется и совершенно не собирается жить по-Божьему, ведь для этого ему надо пойти против самого себя. И каждый человек в свое время выбирает: действовать ли ему так, как того требует мир или жить по совести. Причем речь идет не только о каких-то богословских положениях, но о таких простых вещах, как порядочность, жертвенность, доверие.
Например, современные исследования говорят о том, что в процессе учебы в университете молодые люди все меньше доверяют друг другу и все больше позволяют себе непорядочное поведение, обосновывая это тем, что только так они могут приспособиться к реальной жизни. При этом они совершенно не замечают, что попадают в порочный круг, требующий от них все больших уступок на пути греха и неправды. В свою очередь Бог призывает нас выйти из порочного круга, в который мы попадаем, стремясь к мнимому комфорту, и зовет нас не бояться и идти за Ним. В отличие от мира греха, Он действительно заботится о нас, как Отец о любимых детях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов