Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 6-12. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 6-12

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Для многих религий вопрос ритуальной чистоты или нечистоты имеет самое принципиальное значение. Например, в ветхозаветном иудаизме имелись чёткие представления о том, что существуют вещи, которые могут осквернить человека и, тем самым, лишить его возможности общаться с Богом. Нечистой может оказаться еда. Например, хлеб, если тесто было замешано на неправильной закваске. Данную деталь необходимо учитывать, чтобы понять смысл отрывка из шестнадцатой главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 16.

Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

8 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?

10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

Услышанная нами беседа Христа с Его учениками состоялась после очередной дискуссии Спасителя с религиозными вождями древнего Израиля. Видя заблуждения фарисеев и саддукеев, их неспособность воспринимать слово Божие, Господь обращается к ученикам с проникновенной просьбой — не быть похожими на иудейских законников. Данный призыв Христос оформляет в виде символического образа — берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

Спаситель имел в виду, что содержание слов и поступков определяются не столько формой, сколько мотивацией, находящейся в корне стремлений человека. Взять, например, молитву. Один и тот же текст из молитвослова можно прочесть по-разному. Кто-то, руководствуясь искренним желанием обратиться к Богу, будет произносить слова молитвы с покаянием и чистой верой. Кто-то, стремясь получить от Господа необходимую поддержку в жизни, может превратить молитву в заклинание, начнёт вкладывать в неё магический смысл. А кто-то, устав от всего на свете, но боясь прогневать Всевышнего, будет читать тексты из молитвослова механически. Прочитал, отбыл повинность и свободен!

Под закваской фарисейской и саддукейской Господь Иисус имел в виду целый комплекс заблуждений. Но о нём чуть позже. А пока обратим внимание на реакцию апостолов. Те посчитали, что, похоже, купили не те хлебы — хлебы, испорченные закваской противников Христа. В учениках Спасителя продолжала ещё жить свойственная религиозному сознанию той эпохи формалистская черта.

Спаситель вразумляет апостолов, напоминая им, что Сыну Божьему дана власть над материальным миром. И не стоит потому слишком заботиться о внешнем. Если нужно, Христос даст апостолам всё необходимое для пропитания. Но есть вещи, которые даже Спаситель изменить не может. Это человеческие сердца, испорченные той самой фарисейско-саддукейской закваской. Она представляет собой смесь гордости и лжи.

Законники, исполнявшие многочисленные обрядово-религиозные требования, с одной стороны, презирали простых верующих. С другой — считали возможным для себя указывать окружающим, как жить, что делать. При этом речь шла не о желании поделиться радостью переживания любви Божией, а о стремлении подчинить, манипулировать и, в конечном счёте, использовать других для каких-то целей. После разъяснений Господа Иисуса апостолы поняли, каких вещей необходимо остерегаться. Потому духовная атмосфера раннехристианской проповеди имела совершенно особый характер. В этом легко убедиться, прочитав в книге Деяний о том, как осуществляли свою миссию апостолы.

Возвещая людям Евангелие, они говорили, прежде всего, о том, что не нужно путать цель и средства, нельзя подменять содержание формой. Кроме того, ученики Спасителя всячески сторонились вещей, которые могли бы послужить поводом для обвинения апостолов в праздности, сребро- и властолюбии. Таким образом, урок Христа был Его учениками усвоен. И мы теперь имеем перед глазами пример того, как должна выглядеть истинная духовная жизнь, вдохновляющая как самого человека, так и тех, кто находится с ним рядом. А ещё мы теперь точно знаем, что если и может что-то осквернить человека, так это только он сам.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!