Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Читает и комментирует Священник Дмитрий Барицкий

Жизнь созерцательная и жизнь деятельная – две стороны духовного пути любого человека. Нередко, в том числе и от христиан, можно услышать: чтобы прийти к Богу, следует избегать всякой житейской активности, которая лишь мешает подлинной духовной жизни. Так ли это? Тот отрывок из 10 и 11-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, предлагает ответ на этот вопрос. Давайте послушаем. 

Глава 10

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 

39 У неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 

42  А одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

За что же Господь упрекает Марфу и почему приводит ей в пример Марию? Неужели потому, что она суетится по хозяйству и старается сделать всё, чтобы дорогому гостю было уютно и комфортно? Это звучит довольно странно. Ведь во многих других местах Евангелия Господь Сам призывает людей быть внимательными друг ко другу, в том числе побуждает оказывать гостеприимство. А в некоторых случаях даже упрекает за то, что хозяева этого не сделали. Поэтому дело здесь совершенно в другом.

Присмотримся к образу Марфы. Как она действует? Мы видим хозяйку, у которой всё под контролем. У неё есть своё видение того, как надо оказывать гостеприимство, и она полностью вовлечена в этот процесс. Она тут главная ответственная за уют и комфорт, поэтому ей решать, кто и что должен делать. Но вот появляется помеха. Что-то идёт не по её сценарию. Мария нарушает все планы, а дорогой Гость, ради Которого вся эта суета, потакает ей в этом. Поэтому она и начинает раздражаться, нервничать и в итоге упрекает не только сестру, но и Самого Христа: «Вот, Господи, я тут ради Тебя стараюсь, а Тебе и дела нет». Получается на первом месте у Марфы не Господь, а её собственный проект. В этом состоянии Господь её и упрекает. Служить по дому, оказывать гостеприимство замечательно, но не стоит вовлекаться в этот процесс так, что забываешь, ради чего и кого все это делаешь.

Знакомая ситуация, не правда ли? Порой мы так глубоко погружаемся в свои фантазии, мечты и представления о том, как же на самом деле должна протекать наша жизнь, что, в лучшем случае испытываем раздражение и недовольство, когда что-то идёт не по-нашему сценарию. Мы начинаем или грызть самих себя, за то, что недостаточно хороши в своём движении к цели, или срываемся на окружающих за то, что мешают нам на этом пути. Нередко их вина лишь в том, что они хотят жить своей жизнью. И часто это совсем не так, как этого хотелось бы нам. Ведь это нарушает наши планы. Бывает, что мы сетуем даже на Бога, Который допускает непредсказуемые ситуации и всё идёт не так, как мы себе представляли. Почему мы так реагируем? А потому, что уверены будто если всё будет идти так, как мы хотим, нам будет лучше. Мы получим удовлетворение, душевный мир и покой. Но парадокс в том, что лучше никогда не бывает, и мы бегаем по кругу: планируем, не получаем, злимся, опять планируем, не получаем, злимся.

Поэтому Господь говорит нам сегодня: по сути, только одно нужно человеку — общение со Мной. Только я могу дать сердечную полноту. Это совсем не означает, что нужно прекратить планировать, устанавливать цели и достигать их. Это означает, что не следует вовлекаться в них эмоционально. Не следует прилепляться к ним своими мыслями и чувствами. Полностью отдавать себя в их распоряжение. Это форма идолослужения. Вовлекаясь в свои фантазии, мы теряем ясность ума и трезвенность чувств. Это лёгкая форма одержимости. Ведь теперь мой проект управляет моей жизнью. Всё, что мешает ему осуществиться, вызывает у меня гнев. А в итоге всё та же пустота и неудовлетворённость. Сценарий один и тот же, как в сказках, где в итоге золото превращается в черепки, а карета в тыкву.

Всеми своими силами, всем сердцем и всей душой вовлекаться можно лишь в Бога. Ставить в центр жизни Его волю. Всего себя отдавать исполнению Его проекта. На ежедневной основе стремиться воплотить в отношениях с окружающими Евангелие. Даже когда я занят своими делами, помнить, что лишь Бог не подведёт. Лишь Он один может напитать меня Своим Духом. Удовлетворить мою жажду. Если будем так поступать, заботиться о том, как нам сегодня исполнить волю Творца, то скоро заметим, что Он в Свою очередь берёт на Себя решение многих наших бытовых проблем, к которым мы даже не знали, как подступиться. Чудесным образом получается так, что если Бог оказывается у нас на первом месте, то и всё остальное со временем оказывается на своём.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Жизнь созерцательная и жизнь деятельная – две стороны духовного пути любого человека. Нередко, в том числе и от христиан, можно услышать: чтобы прийти к Богу, следует избегать всякой житейской активности, которая лишь мешает подлинной духовной жизни. Так ли это? Тот отрывок из 10 и 11-й глав Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, предлагает ответ на этот вопрос. Давайте послушаем. 

Глава 10

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 

39 У неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 

42  А одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

За что же Господь упрекает Марфу и почему приводит ей в пример Марию? Неужели потому, что она суетится по хозяйству и старается сделать всё, чтобы дорогому гостю было уютно и комфортно? Это звучит довольно странно. Ведь во многих других местах Евангелия Господь Сам призывает людей быть внимательными друг ко другу, в том числе побуждает оказывать гостеприимство. А в некоторых случаях даже упрекает за то, что хозяева этого не сделали. Поэтому дело здесь совершенно в другом.

Присмотримся к образу Марфы. Как она действует? Мы видим хозяйку, у которой всё под контролем. У неё есть своё видение того, как надо оказывать гостеприимство, и она полностью вовлечена в этот процесс. Она тут главная ответственная за уют и комфорт, поэтому ей решать, кто и что должен делать. Но вот появляется помеха. Что-то идёт не по её сценарию. Мария нарушает все планы, а дорогой Гость, ради Которого вся эта суета, потакает ей в этом. Поэтому она и начинает раздражаться, нервничать и в итоге упрекает не только сестру, но и Самого Христа: «Вот, Господи, я тут ради Тебя стараюсь, а Тебе и дела нет». Получается на первом месте у Марфы не Господь, а её собственный проект. В этом состоянии Господь её и упрекает. Служить по дому, оказывать гостеприимство замечательно, но не стоит вовлекаться в этот процесс так, что забываешь, ради чего и кого все это делаешь.

Знакомая ситуация, не правда ли? Порой мы так глубоко погружаемся в свои фантазии, мечты и представления о том, как же на самом деле должна протекать наша жизнь, что, в лучшем случае испытываем раздражение и недовольство, когда что-то идёт не по-нашему сценарию. Мы начинаем или грызть самих себя, за то, что недостаточно хороши в своём движении к цели, или срываемся на окружающих за то, что мешают нам на этом пути. Нередко их вина лишь в том, что они хотят жить своей жизнью. И часто это совсем не так, как этого хотелось бы нам. Ведь это нарушает наши планы. Бывает, что мы сетуем даже на Бога, Который допускает непредсказуемые ситуации и всё идёт не так, как мы себе представляли. Почему мы так реагируем? А потому, что уверены будто если всё будет идти так, как мы хотим, нам будет лучше. Мы получим удовлетворение, душевный мир и покой. Но парадокс в том, что лучше никогда не бывает, и мы бегаем по кругу: планируем, не получаем, злимся, опять планируем, не получаем, злимся.

Поэтому Господь говорит нам сегодня: по сути, только одно нужно человеку — общение со Мной. Только я могу дать сердечную полноту. Это совсем не означает, что нужно прекратить планировать, устанавливать цели и достигать их. Это означает, что не следует вовлекаться в них эмоционально. Не следует прилепляться к ним своими мыслями и чувствами. Полностью отдавать себя в их распоряжение. Это форма идолослужения. Вовлекаясь в свои фантазии, мы теряем ясность ума и трезвенность чувств. Это лёгкая форма одержимости. Ведь теперь мой проект управляет моей жизнью. Всё, что мешает ему осуществиться, вызывает у меня гнев. А в итоге всё та же пустота и неудовлетворённость. Сценарий один и тот же, как в сказках, где в итоге золото превращается в черепки, а карета в тыкву.

Всеми своими силами, всем сердцем и всей душой вовлекаться можно лишь в Бога. Ставить в центр жизни Его волю. Всего себя отдавать исполнению Его проекта. На ежедневной основе стремиться воплотить в отношениях с окружающими Евангелие. Даже когда я занят своими делами, помнить, что лишь Бог не подведёт. Лишь Он один может напитать меня Своим Духом. Удовлетворить мою жажду. Если будем так поступать, заботиться о том, как нам сегодня исполнить волю Творца, то скоро заметим, что Он в Свою очередь берёт на Себя решение многих наших бытовых проблем, к которым мы даже не знали, как подступиться. Чудесным образом получается так, что если Бог оказывается у нас на первом месте, то и всё остальное со временем оказывается на своём.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Поделиться
Опубликовано
tolpekina

Последние записи

Наша повседневная жизнь буквально пропитана страхами. Страх за свою жизнь и жизнь близких людей. Страх потерять здоровье,…

18.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие друзья, в чём разница между любознательностью — и любопытством? Отрывок…

17.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Голос. Лицо. Речь. Как, никаких аналогий не возникает? Что там…

16.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Признаюсь: я очень люблю увлечённых людей. Более того: самой главной…

15.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Вот и начался вовсю дачный сезон — и мои дорогие огородники хорошо…

14.05.2024

Христос воскресе, с вами протоиерей Павел Великанов. Не помню, откуда эта зарисовка сохранилась в моей памяти — но она прекрасно…

13.05.2024

This website uses cookies.