Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 44-54. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 44-54

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Когда мы слышим словосочетание «Царство Небесное», то перед нами, как правило, рисуется в меру абстрактная картина некоего посмертного существования, в которое, конечно же, верят далеко не все. При таком представлении о Царстве Небесном христианская проповедь не выглядит заманчивой и убедительной, потому как она предлагает взять на себя множество временных тягот ради будущего воздаяния, которое, впрочем, не вполне гарантировано. Если же читать Евангелие внимательнее, то легко заметить, что понятие Царства Небесного в Христовых речах не имеет непосредственной и неразрывной связи с посмертной участью человека. Сегодня в храмах за литургией звучит отрывок из 13-й главы Евангелия от Матфея, в котором Христос в кратких притчах излагает учение о Царстве Небесном. Давайте послушаем этот евангельский отрывок.

Глава 13.

44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,

46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,

48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,

50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

51 И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!

52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.

54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

Из этих Христовых притч мы видим, что в них нет и намёка на то, что Царство Небесное находится где-то за границей физической жизни. Оно — здесь, оно рядом, и оно представляет собой самое драгоценное из всего того, чем может обладать человек. По этой причине купец из притчи расстаётся со всем своим имуществом ради покупки одной драгоценной жемчужины, под которой притча подразумевает Царство Небесное. И по этой же причине человек продаёт всё ради обладания полем со скрытым в нём сокровищем. Оба эти человека не ждут отдалённого будущего, они действуют в тот момент, когда узнают о том, каким образом стать обладателем чего-то крайне ценного: жемчужины или же сокровища.

Конечно же, Христос не случайно использовал в этих двух маленьких притчах о Царстве Небесном понятные образы того, что считается ценным в человеческом обществе и ради чего люди готовы пожертвовать очень многим. Через эти образы Спаситель хотел показать, что Царство Небесное — это то, чем можно начать обладать уже сейчас, в рамках земной жизни, и потому Царство Небесное подобно материальной драгоценности. Любопытно, что Христос привёл подобия Царства Небесного, но не дал ему никакого чёткого и ясного определения. Из слов Христа можно понять лишь то, что Царство — это некая высшая, но при этом вполне достижимая ценность, ради которой стоит пожертвовать чем угодно, не выходя, конечно, за рамки установленного Богом закона.

Если немного продлить предложенную Христом аналогию, то можно сделать некоторые выводы о том, какие преимущества даёт человеку Царство Небесное: обладание сокровищем может дать спокойствие, то спокойствие, которое снисходит на человека при его уверенности в своём будущем, если человек знает, что его материальные ресурсы достаточно велики и не подвержены инфляции, то он перестаёт беспокоиться о том, на что ему жить дальше. Подобное происходит и с теми, кто познал присутствие Царства Небесного, только спокойствие такого человека имеет своим основанием не что-то материальное, а Самого Бога, Который становится гарантом не только дальнейшей земной жизни, но и, в первую очередь, блаженной вечности. Ради такого спокойствия и уверенности, конечно же, можно пожертвовать очень многим, что и сделали все прославленные Богом святые, особенно же христианские мученики, которые не побоялись отдать ради Царства Небесного не только все своё имущество, но и саму жизнь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!