Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 28-34; Глава 9, стихи 1. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 8, стихи 28-34

Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 1

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Христиане убеждены, что высшее благо человека состоит в пребывании с Богом, так, как пребывали с Ним наши прародители Адам и Ева до своего изгнания из рая. Они могли общаться с Творцом лицом к лицу, у них не было никаких жизненных сложностей, сама смерть не могла к ним подступиться, так продолжалось до той поры, пока через добровольный грех они не лишились блаженства общения с Богом. У христиан есть цель: вернуться к тому состоянию, от которого отпали прародители. Нам кажется, что такой должна быть цель любого разумного существа, но Священное Писание утверждает обратное: не все и не всегда жаждут общения с Богом как высшего блага. Об этом говорит и тот отрывок из 8-й и 9-й глав Евангелия от Матфея, который сегодня звучит во время богослужения в православных храмах.

Глава 8.

28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Глава 9.

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Историю об изгнании нечистых духов из одержимых людей с последующим их вселением в свиней мы может найти в трёх Евангелиях: от Матфея, от Марка и от Луки, но евангелисты внесли авторские элементы в свои рассказы, и первое, что обращает на себя внимание, — это количество бесноватых. В Евангелии от Матфея сказано, что их было двое, а в других Евангелиях бесноватый был один. Конечно же, существует немало попыток примирить между собой отличающиеся евангельские повествования, о всех таких попытках говорить не имеет смысла, но об одной стоит сказать: она заключается в мысли о том, что апостол и евангелист Матфей хотел передать своим читателям не фотографически точную историю, а некую идею, он попытался — и вполне успешно — напомнить нам о том факте, что от демонических сил страдают не какие-то отдельные несчастные люди, от них страдает всё человечество, а потому все мы нуждаемся в помощи Христа Спасителя для возвращения к первозданной свободе.

В этой истории мы находим слова бесноватых, слова, которые, конечно же, принадлежали не людям, а существам, поработившим волю и тела этих людей: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29). И здесь всё понятно: бесы настолько далеко удалились от Бога, что для них путь назад оказался невозможным, а потому рядом с Богом им невыносимо тяжело, для них это мука, пытка и каторга.

Но любопытно другое: люди. Самые обычные люди, которые узнав о произошедшем, вышли из своего города, чтобы попросить Христа удалиться от них. Эти горожане не были бесноватыми, они не жили в погребальных пещерах, они не были свирепыми, и они ни на кого не кидались, они были мирными и безопасными обывателями. При всём при этом их реакция на Христа ничем не отличается от реакции демонических сил: им было тяжело и неприятно рядом с Воплощённым Богом, Который не сделал ничего дурного, Он лишь предложил им вернуться к свободе богообщения.

Жителям страны Гергесинской это оказалось не нужным, их высшее благо состояло не в возвращении к райскому блаженству, а в том, чтобы жить спокойной и размеренной жизнью, пасти своих свиней и делать из них неодобряемые законом Ветхого Завета блюда. Свободным ли был их выбор? Или же они сделали его под воздействием демонических сил? Об этом мы никогда не узнаем, но нам и не нужна такая информация, нам необходимо иное знание: Бог воплотился, чтобы сделать из нас новых людей, таких, какими должны быть Адам и Ева, а становление нового человека невозможно без крайне болезненного и длительного процесса отречения от привычек, установок и ценностей ветхой жизни. Бог готов нам помочь, если, конечно, мы сами не попросим Его пройти мимо.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!