Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 9-13. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 9-13

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Это прозвучит парадоксально, но некоторым людям, чтобы ощущать себя праведниками, необходимо иметь рядом с собой грешника. Им психологически комфортно видеть тех, от кого они отличаются в лучшую сторону. Есть кого обличить, о чьём положении посокрушаться. Такое отношение удобно, но насколько оно правильно? Ответ на этот вопрос мы слышим от Христа в отрывке из 9 главы Евангелия от Матфея. Он читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 9.

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,

13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Наверное, каждый встречал в своей жизни человека, о котором у него возникала мысль: вот с ним я бы точно никогда не смог бы дружить или общаться. Поводом для таких мыслей могло послужить что угодно: поведение другого, его внешний вид, информация о нём или даже наши собственные фантазии. При этом наш вывод о человеке может быть совершенно ложным, и реальное общение, хотя бы сначала и вынужденное, может полностью перевернуть наши представления о нём. Однако пока этого не произошло, мы продолжаем смотреть на него косо и обходить стороной. Более того, подобное отношение нередко распространяется на тех, кто с ним общается. По известной пословице: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», мы воспринимаем окружение того, кто нам не нравится, как тех, кто разделяет с ним его взгляды, ценности, его нравственные решения.

В сегодняшнем Евангелии мы слышим историю не об одном человеке, а о целой группе людей — о мытарях, с которыми иудеи не просто не хотели общаться, но обходили стороной и старались с ними не соприкасаться. И даже вынужденное общение, которое иногда происходило, ничего не меняло, и отношение к мытарям оставалось неизменным. Собственно, удивляться тут нечему, многие из нас и сегодня обходили бы их стороной и не подавали руки, ведь они собирали налоги в пользу захватчиков, то есть фактически предавали интересы собственного народа и наживались на его беде. Как известно, предателей нигде не любят, но в случае с мытарями ситуация осложнялась тем, что они воспринимались как осквернившиеся ещё и в религиозном отношении, ведь они общались с язычниками.

И вот, зная всё это, Иисус Христос подошёл как-то к мытарю по имени Матфей и призвал его следовать за Собой. Более того, Он не только вступил с ним в разговор и предложил стать учеником, но ел в его доме и общался с ему подобными. Для любого приличного человека того времени — это было совершенно неприлично и тот, кто общался с нерукопожатными, сам становился нерукопожатным.

Почему же Он это себе позволял? Неужели сложно было понять, что от Него отвернутся приличные люди, гораздо более перспективные с точки зрения проповеди.

Ответ очевиден. Спаситель воспринимал людей иначе, чем это делали книжники и фарисеи, те самые внешние праведники, которым было очень удобно ощущать себя не такими, как мытари. Как для любящей матери её ребёнок, даже совершивший преступление, остаётся ребенком, которого она помнит невинным младенцем и любит, несмотря ни на что, так для Христа все люди любимы и сотворены для спасения, а не для погибели. Он в каждом видит то доброе, на что может опереться, что достойно любви и внимания.

Фарисеям казалось, что праведность заключается в том, чтобы соответствовать правилам. Подходили они к этой задаче ответственно, но совершенно формально и не старались войти в суть того, к чему эти заповеди вели. Спаситель же прекрасно знал, что заповеди, при всём их многообразии, сводятся к тому, чтобы стать сродным Богу, сделать свою волю созвучной Его воле, своё отношение к людям созвучным с Его отношением, и, конечно, свою любовь, созвучной с Его любовью.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!