Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 14-16,22-30
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Человек может быть верующим и неверующим, ведь опыт веры далеко не сразу всем открывается. Но может ли тот, кому этот опыт уже дан, остаться по отношению к нему нейтральным? Чтобы это узнать, стоит послушать отрывок из 12 главы Евангелия от Матфея, которое звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
14 Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.
15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
16 и запретил им объявлять о Нем,
22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
В сегодняшнем чтении мы видим, до чего доходили фарисеи, ставившие формальный закон выше любви и здравого смысла. Появлению ещё одного учителя, который поддерживал бы их точку зрения, они были бы только рады, но появление яркого проповедника, взгляды которого не совпадали с их взглядами, очень их беспокоило. Спаситель раздражал их своей готовностью творчески воспринимать закон и рассматривать каждый случай в отдельности.
Законоучители могли считать друг друга неправыми, но, если эта неправота не выходила за рамки нравственной жизни общества, не шла против основ веры, они просто дискутировали, без обвинений друг друга перед лицом закона и традиций. И хотя Иисус говорил, что пришёл не нарушить закон, но исполнить, фарисеям казалось, что Он посягал на самые его основы.
Впрочем, в данном случае очень важно помнить, что Христос не только произносил проповеди. Слова могли остаться словами, но Спаситель совершал дела, которые порой ярче любых слов свидетельствовали о той силе, которой Он обладал. И чем поразительнее были чудеса, которые Он совершал, тем поразительнее была реакция иудеев, которые воинственно отказывались видеть в действиях Спасителя волю Божию и Его любящее присутствие.
Они знали, что в их собственной среде были люди, которые изгоняли бесов силой Божией, но отказывались видеть ту же силу в чудесах Христа. В этом отказе можно видеть страшную способность человека, волевым внутренним решением отказываться от очевидного ради чувства собственной правоты. Фарисеи обвиняют Христа в том, что Он совершает чудеса силой Вельзевула, князя бесовского. Они не видят, что в их сознании происходит раскол между совестью и волей. Кого они решили убедить в этом? В первую очередь себя, потому что обвинения их были совершенно абсурдны.
Отвечая фарисеям, Иисус Христос указывает на очевидную вещь: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Комментируя эти слова, Спаситель говорит о мире злых духов, но на деле слова эти не только о Вельзевуле, и даже не только о фарисеях... Он говорит обо всех людях, которые сознательно позволяют себе идти против правды, и вступают в противостояние, которое приводит их к духовной гибели. Отказавшись от очевидного, они не могут остаться нейтральными, даже если очень этого хотят. Именно поэтому Христос не говорит: «Кто не собирает со Мной, тот собирает что-то своё...». Он говорит: «Кто не собирает со Мной, тот расточает». И для каждого из нас это должно стать поводом не остаться в стороне, но стать соработником Спасителя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов